Не лечит, а калечит
Верующие люди считают, что «крещенская вода», то есть вода, взятая из реки в религиозный праздник «крещения» и над которой священник прочел молитву, становится святой – она будто бы способна исцелять от всех болезней. А в доказательство, что вода и в самом деле «святая», приводят такой довод: она, мол, не плесневеет, не мутнеет, не портится. Разберемся в этом «доводе» верующих.
«Святая» вода, освященная или в церкви, или в проруби на «крещение», плесневеет, портится так же, как всякая вода. Однако она иногда сохраняется дольше, чем обычно. В чем же дело? В ее святости? Конечно, нет. Всем известна так называемая дистиллированная вода, искусственно очищенная от примесей и микробов путем перегонки. Мы знаем, что в природе вода самоочищается. А «святая» вода? «Освящают» воду обычно в сосуде, стенки которого покрыты серебром; кроме того, во время обряда освящения воды в нее погружают серебряный крест. Соприкосновение с серебром, даже не очень длительное, придает воде способность дольше сохраняться, потому что в воду из посеребренных стенок сосуда поступают ионы (заряженные частицы) серебра. Они-то и убивают микробов в воде.
Свойство серебра сохранять воду свежей известно давно. В Египте в глубокой древности на раны накладывали серебряные пластинки. При таком лечении рана быстро заживала.
Кроме способности серебра убивать микробов, нужно учесть, что «святую» воду верующие наливают в тщательно вымытую посуду, плотно ее закрывают. Таким образом, не слова молитвы, как это кажется верующим, придают воде способность сохраняться несколько дольше, а то, что в ней нет гнилостных микробов.
Чтобы укрепить в народе веру в «святую» воду, церковь распространяла много сказок о чудесных исцелениях от «святой» воды. И эти сказки приносят церкви немалые доходы. В капиталистических странах широко поставлена фабрикация «святой» воды. Большой известностью пользуется, например, источник возле города Лурд во Франции, объявленный католической церковью чудодейственным. Его будто бы «освятила» сама богородица. В 1892 году французский писатель Эмиль Золя посетил «Лурдские святыни». Его буквально засыпали рассказами об исцелениях, якобы совершившихся с помощью лурдской «святой» воды. В ответ Золя заметил: «Мне вовсе не нужно таких потрясающих событий. Покажите мне хотя бы ничтожную царапину, которая тут же, на моих глазах исчезла после погружения в источник, и я поверю в чудо». Но как раз этого-то никто ему показать не мог.
Были такие «святые» источники и в дореволюционной России. На известной картине художника Репина «Крестный ход в Курской губернии» изображается шествие с «чудотворной» иконой из Курска в монастырь «Коренная пустынь». В свое время монахи пустили слух, что под корнями дерева, в кринице, чудодейственным образом появилась икона. Отсюда и название монастыря, который здесь построили, – «Коренная пустынь», а криницу стали считать святой. Конечно, ни «чудотворная» икона, ни «святая» вода из криницы никого не исцеляли и были лишь средством религиозного обмана.
Не так давно по желанию трудящихся на месте «Коренной пустыни» начали разбивать парк. И тогда строители сделали интересное открытие: под крутым склоном горы, у «святого» источника, нашли кирпичный колодец, соединенный подземным водопроводом с другими родниками. Колодец служил своеобразным распределителем «святой» воды. В дни наплыва верующих, когда воды не всем могло хватить, монахи устраивали «чудо». На какое-то время прекращалась подача воды в колодец, а после того как верующие, пришедшие за «святой» водой, начинали просить бога, священники устраивали торжественный молебен, и «чудо» совершалось: при помощи водопровода, скрытого от глаз верующих, колодец наполнялся водой.
Обычно подобные «святые» места приносят большой вред здоровью людей, так как служат местами распространения заразных болезней. Заразные болезни были распространены в бывшей Курской губернии чаще всего в селах, расположенных вблизи монастыря «Коренная пустынь». Так, в школах двенадцати уездов бывшей Курской губернии в 1902 году больных трахомой было в среднем 8,6-9,8 процента учеников, а в Курском уезде, где находился монастырь, больных трахомой было в среднем 57,7 процента учеников, а в некоторых школах процент больных доходил до 87 процентов.
В наше время вера в чудеса, в том числе и в целебные свойства «святой» воды, не имеет широкого распространения в массах. Все большее число людей порывает у нас с религией. Однако некоторые верующие применяют «святую» воду как лечебное средство, а предприимчивые дельцы, знахари берутся лечить ею от всех болезней. Иногда такое лечение кончается трагически. Так, например, гражданка А. Николаева, 46 лет, страдавшая болезнью сердца, по совету богомольных старушек, поехала в Загорск к «чудодейственному» источнику. Было начало апреля. Больная, перекрестившись, вошла в холодную воду. Исход «лечения» – Николаева умерла в «святой» воде.
Возможно, спросят: если ионы серебра действительно убивают микробов, а «серебряная» вода применяется в медицине, то не имеет ли и «святая» вода целебных свойств, хотя бы потому, что в ней содержатся частицы серебра?
Оказывается, нет. Количества ионов, поступающих в воду из стенок серебряного сосуда или из креста, опущенного в воду, совершенно недостаточно, чтобы превратить воду в лечебное средство. «Святая» вода не может помочь больному, а вот повредить может, чудес не бывает. Наука доказала, что пути преодоления болезней – их предупреждение и лечение находятся не в руках божьих, а в руках медиков, вооруженных достижениями науки. Сказки о «святой» воде лишь затуманивают сознание трудящихся.
Е. САЛЬНИКОВ, кандидат медицинских наук.
Не лечит, а калечит. // Магнитогорский металл. – 1961 г., 22 февраля (среда). - № 23 (3280). – С. 4.