Атеист А. М. Горький
Алексей Максимович Горький вошел в мировую литературу как страстный и неутомимый борец за величие человека труда. Живя среди людей, жестоко изуродованных «свинцовыми мерзостями» мрачного дореволюционного российского бытия, он сумел найти и сохранить веру в высокое назначение человека на земле, которая с такой убежденностью и силой была им выражена впоследствии в знаменитых словах: «Человек - это звучит гордо!» Его ненависть ко всему, что калечило людей, выросла из величайшего гуманизма, наполненного революционным содержанием.
Придя, «чтобы не соглашаться» с миром, где «жизнь сплошное свинство и тоска, убивающая душу», великий А. М. Горький, пролетарский писатель, буревестник грядущей революционной перестройки общества, не мог оставаться равнодушным к тлетворному влиянию дурмана религии, как силы, стоящей на пути общественного прогресса, оправдывающей и поддерживающей экономический и духовный гнет. Он, посвятивший себя борьбе за освобождение угнетенных и обездоленных, был воинствующим атеистом.
Что «бог только человеческая «выдумка», вызванная «томительно бедной жизнью» и смутным стремлением человека сделать ее «богатой, легкой, справедливой, красивой», что религия, родившись как смутная мечта человека о счастье, в руках правящей верхушки стала с незапамятных времен вернейшим средством ослепления и порабощения трудящихся масс и «что, чем «ближе к богу» считают себя люди религиозные, чем дальше они от тех, кто работает на них, тем более беспощадна их требовательность к рабочим людям», – это Горький понял рано. Он вырос среди религиозных людей. Он видел, как самые набожные из них подчас сомневаются во всесильности и справедливости «всевышнего». Даже его бабушка, считавшая, что вся ее неиссякаемая доброта к людям исходит от бога, на вопрос внука: «Разве бог не все знает?» – ответила однажды: «Кабы все-то знал, так бы много, поди, люди-то не делали бы». А богомольный сверх меры дед, вспоминая свою страшную молодость, не мог не заметить иронически: «Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Иисуса Христа!..»
«Я видел, – вспоминает Горький, – что почти в каждом человеке угловато и неслаженно совмещаются противоречия не только слова и деяния, но и чувствований…»
Сама жизнь приводила его к отрицанию бога. В очерке «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца» он так пишет об этом:
«Я никогда не боялся бога, это я хорошо помню. Все, что мне говорили о нем, не вызывало у меня никаких чувств к нему. Мне говорили – на небе живет бог. Не мог я себе представить, чтобы кто-то не боялся жить так высоко и один. Мне говорили, он управляет жизнью и всеми людьми. Но в нашем доме всеми людьми управлял дедушка, а не бог… Мне говорили, что бог родит детей, но я чаще слыхал, что это делают женщины».
Тесная связь Горького с революционной борьбой пролетариев, близость к лучшим представителям социал-демократии, к большевикам, к Ленину отразилась в глубоком понимании писателем социальной сущности религии, в осознании им того, что религия служит оправданием чудовищного порабощения одних людей другими.
Истинное назначение религии – оправдание власть имущих – раскрывается в словах купца Анания Щурова из «Фомы Гордеева»: «Волка не осудит господь, если волк овцу пожрет… Но если крыса мерзкая повинна в овце – крысу осудит он». Все дело в том, кто совершает грех, – сильного можно и простить…
Стремление «сильных мира» найти религиозное оправдание самым грязным преступлениям против человека довольно образно выражено в словах одного из участников дикой оргии, описываемой в «Деле Артамоновых»: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься».
Горький показывает, как буржуазия, используя религию в своих классовых целях, внушает народным массам мысль о тщетности всех попыток добиться счастья на этом свете и тем самым отвлекает их от борьбы за свои права.
«Не внимайте проповеди равенства и других измышлений Дьявола. Что значит равенство здесь, на земле?.. Несите терпеливо крест наш, и покорность облегчит вам эту ношу. С вами бог, дети мои, и больше вам ничего не нужно!» – обращается к верующим капиталист-миллионер (памфлет «Один из королей республики»). И та же религия, осуждающая борьбу рабочих, проповедующая непротивление злу, оправдывает губительные захватнические войны, считая, как указывает Горький, «вполне естественным призывать к мерзкому делу взаимных убийств своего бога, который заповедал им: «Не убивай» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»».
Особое место в творчестве Горького занимает борьба, с религиозным утешительством, с философией примиренчества, которая была особенно опасна в эпоху пробуждения революционного сознания масс. Таким утешителем является странник Лука из пьесы «На дне», «шарлатан гуманности, бессмертный тип лживого успокоителя страждущих», по меткому выражению В. В. Воровского.
В статье «О пьесах» Горький писал:
«…Наиболее распространен среди бродяг и странников «по святым местам» утешитель – профессионал, ремесленник, – он утешает потому, что за это – кормят.
Наиболее отвратительным типом утешителя является честолюбец, человечишка, который возвеличивает себя в своих глазах игрой на страданиях людей…
И наконец, есть еще весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души».
Холодная, равнодушная душа – это то, к чему всю жизнь с особой непримиримостью относился автор гимна «Человек». Выражая свою необыкновенную веру в человека, он говорил: «Для меня не существует идеи вне человека, для меня именно он и только он является творцом всех вещей и всех идей, именно он чудотворец и в будущем владыка всех сил природы… И если уж надобно говорить о «священном», – так священно только недовольство человека самим собою и его стремление быть лучше, чем он есть; священна его ненависть ко всякому житейскому хламу, созданному им же самим; священно его желание уничтожить на земле зависть, жадность, преступления, болезни, войны и всякую вражду среди людей, священен его труд».