Атеист И. И. Скворцов-Степанов

http://se.uploads.ru/t/eRXcz.jpg

Иван Иванович Скворцов, известный в литературе под псевдонимом И. Степанов, принадлежал к тому старшему поколению большевиков-ленинцев, которое вынесло на своих плечах все трудности революционной работы в тяжких условиях подполья в царской России и привело наш народ к победоносной Октябрьской рево­люции.

Научно-атеистическую литературную работу И. И. Скворцов начал в 1899 г., задолго до Октябрьской рево­люции. С тех пор и до дня своей случайной и безвремен­ной смерти в 1928 г. И. И. Скворцов отдавал много сил и таланта делу научного атеизма и приобрел заслужен­ную репутацию образованнейшего специалиста по исто­рии религии.

С первых дней Февральской революции 1917 г. И. И. Скворцов оказывается в самом центре политических событий в Москве; по свиде­тельству В. Д. Бонч-Бруевича, И. И. Скворцов с февра­ля по октябрь 1917 г. был «руководителем нашей пар­тийной большевистской прессы в Москве». Одно из пер­вых литературных выступлений И. Скворцова-Степанова в дни Февральской революции было посвящено полити­ке большевистской партии в религиозном вопросе. Вре­менное правительство, объявив на словах об отмене ве­роисповедных ограничений в России, на деле сохраняло господствующее положение православной церкви. Про­тив этой двойственной, лицемерной политики Временного правительства выступил И. И. Скворцов. В марте 1917 г. в статье «Вероисповедные и школьные вопросы» И. И. Скворцов писал: «Революция одним ударом унич­тожила все различия между гражданами, вытекавшие из их принадлежности к тому или иному вероисповеданию. Необходимо сделать дальнейший шаг и также уничто­жить все различия между самими вероисповеданиями, необходимо уравнять их положение в государстве… Го­сударству нет никакого дела до того, как верят и во что верят его граждане… Церковные торжества отныне пе­рестают быть составной частью государственных и граж­данских торжеств… Отныне церковная форма брака пе­рестает быть обязательной и, наоборот, обязательной ста­новится регистрация браков гражданскими учреждения­ми…» В этой же статье И. И. Скворцов утверждал, что из свободы вероисповеданий вытекает свобода от вся­кого вероисповедания и потому преподавание религиоз­ных дисциплин в школах (закон божий, катехизис и т. п.) должно быть отменено.

С первых дней Октябрьской революции И. И. Сквор­цов со всей страстью атеиста-большевика выступает про­тив церковной контрреволюции. Его очерки и статьи «Поповский поход против народа», «Голубиная кро­тость», «Новое послание первосвященника Тихона», «Благословение» и др., опубликованные в партийной прессе в 1918 г. и собранные в брошюре «Религия, духо­венство, его доходы, его проклятия и благословения», имели в свое время весьма важное значение для дела освобождения трудящихся от влияния религиозного ми­ровоззрения.

Наряду с боевой атеистической публицистикой И. И. Скворцов в эти грозные годы уделяет большое внимание разработке научных проблем атеизма. В 1919 г. он из­дает переработку книги Г. Кунова «Происхождение на­шего бога», которая для своего времени была лучшей ра­ботой на эту тему. В 1921 г. выходит в свет «Очерк раз­вития религиозных верований», выдержавший много из­даний., В 1922-1923 гг. И. И. Скворцов выступает с по­лемическими статьями в журнале «Под знаменем марк­сизма», направленными против теории происхождения ре­лигии, выдвинутой известным советским историком М. Н. Покровским. Согласно этой теории, в основе ре­лигии лежит страх смерти и религия может быть ликви­дирована лишь тогда, когда будет преодолен страх смер­ти, когда человеком будет побеждена смерть. М. Н. По­кровский утверждал, что его теория вытекает из основ­ных положений марксистского учения о религии. И. И. Скворцов доказал, что М. Н. Покровский заблу­ждается, что его теория противоречит историческим фак­там и не имеет ничего общего с марксизмом.

Научно-атеистическая литературная деятельность И. И. Скворцова была хорошо известна В. И. Ленину, который высоко ценил ее и давал И. И. Скворцову сове­ты и указания; в марте 1922 г. В. И. Ленин предложил И. И. Скворцову написать книгу по истории религии «с обзором материалов по истории атеизма и по связи церкви с буржуазией» (В. И. Ленин. Соч., т. 36, стр. 523).

Обстоятельства сложились таким образом, что ленин­ское поручение не могло быть выполненным целиком: И. И. Скворцову пришлось временно прекратить работу в области научного атеизма и по заданию ЦК партии обратить все свои силы и способности на борьбу против троцкистско-зиновьевской оппозиции, которая воспользо­валась смертью В. И. Ленина для атак на генеральную линию партии. Однако избранные атеистические произ­ведения И. И. Скворцова в целом составляют как раз тот «томик по истории религии и против всякой ре­лигии», о котором говорил В. И. Ленин в письме к И. И. Скворцову в марте 1922 г.

Источник