Атеист И. И. Скворцов-Степанов
Иван Иванович Скворцов, известный в литературе под псевдонимом И. Степанов, принадлежал к тому старшему поколению большевиков-ленинцев, которое вынесло на своих плечах все трудности революционной работы в тяжких условиях подполья в царской России и привело наш народ к победоносной Октябрьской революции.
Научно-атеистическую литературную работу И. И. Скворцов начал в 1899 г., задолго до Октябрьской революции. С тех пор и до дня своей случайной и безвременной смерти в 1928 г. И. И. Скворцов отдавал много сил и таланта делу научного атеизма и приобрел заслуженную репутацию образованнейшего специалиста по истории религии.
С первых дней Февральской революции 1917 г. И. И. Скворцов оказывается в самом центре политических событий в Москве; по свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича, И. И. Скворцов с февраля по октябрь 1917 г. был «руководителем нашей партийной большевистской прессы в Москве». Одно из первых литературных выступлений И. Скворцова-Степанова в дни Февральской революции было посвящено политике большевистской партии в религиозном вопросе. Временное правительство, объявив на словах об отмене вероисповедных ограничений в России, на деле сохраняло господствующее положение православной церкви. Против этой двойственной, лицемерной политики Временного правительства выступил И. И. Скворцов. В марте 1917 г. в статье «Вероисповедные и школьные вопросы» И. И. Скворцов писал: «Революция одним ударом уничтожила все различия между гражданами, вытекавшие из их принадлежности к тому или иному вероисповеданию. Необходимо сделать дальнейший шаг и также уничтожить все различия между самими вероисповеданиями, необходимо уравнять их положение в государстве… Государству нет никакого дела до того, как верят и во что верят его граждане… Церковные торжества отныне перестают быть составной частью государственных и гражданских торжеств… Отныне церковная форма брака перестает быть обязательной и, наоборот, обязательной становится регистрация браков гражданскими учреждениями…» В этой же статье И. И. Скворцов утверждал, что из свободы вероисповеданий вытекает свобода от всякого вероисповедания и потому преподавание религиозных дисциплин в школах (закон божий, катехизис и т. п.) должно быть отменено.
С первых дней Октябрьской революции И. И. Скворцов со всей страстью атеиста-большевика выступает против церковной контрреволюции. Его очерки и статьи «Поповский поход против народа», «Голубиная кротость», «Новое послание первосвященника Тихона», «Благословение» и др., опубликованные в партийной прессе в 1918 г. и собранные в брошюре «Религия, духовенство, его доходы, его проклятия и благословения», имели в свое время весьма важное значение для дела освобождения трудящихся от влияния религиозного мировоззрения.
Наряду с боевой атеистической публицистикой И. И. Скворцов в эти грозные годы уделяет большое внимание разработке научных проблем атеизма. В 1919 г. он издает переработку книги Г. Кунова «Происхождение нашего бога», которая для своего времени была лучшей работой на эту тему. В 1921 г. выходит в свет «Очерк развития религиозных верований», выдержавший много изданий., В 1922-1923 гг. И. И. Скворцов выступает с полемическими статьями в журнале «Под знаменем марксизма», направленными против теории происхождения религии, выдвинутой известным советским историком М. Н. Покровским. Согласно этой теории, в основе религии лежит страх смерти и религия может быть ликвидирована лишь тогда, когда будет преодолен страх смерти, когда человеком будет побеждена смерть. М. Н. Покровский утверждал, что его теория вытекает из основных положений марксистского учения о религии. И. И. Скворцов доказал, что М. Н. Покровский заблуждается, что его теория противоречит историческим фактам и не имеет ничего общего с марксизмом.
Научно-атеистическая литературная деятельность И. И. Скворцова была хорошо известна В. И. Ленину, который высоко ценил ее и давал И. И. Скворцову советы и указания; в марте 1922 г. В. И. Ленин предложил И. И. Скворцову написать книгу по истории религии «с обзором материалов по истории атеизма и по связи церкви с буржуазией» (В. И. Ленин. Соч., т. 36, стр. 523).
Обстоятельства сложились таким образом, что ленинское поручение не могло быть выполненным целиком: И. И. Скворцову пришлось временно прекратить работу в области научного атеизма и по заданию ЦК партии обратить все свои силы и способности на борьбу против троцкистско-зиновьевской оппозиции, которая воспользовалась смертью В. И. Ленина для атак на генеральную линию партии. Однако избранные атеистические произведения И. И. Скворцова в целом составляют как раз тот «томик по истории религии и против всякой религии», о котором говорил В. И. Ленин в письме к И. И. Скворцову в марте 1922 г.