Е. М. Ярославский. Талантливый пропагандист атеизма
«Библия для верующих и неверующих», «Как родятся, живут и умирают боги и богини». Пропагандистам хорошо известны эти произведения. Вот уже несколько десятилетий они приняты на вооружение работниками атеистического фронта, помогают в борьбе за преодоление религиозных пережитков в нашей стране. Автор этих книг – Емельян Михайлович Ярославский, верный ленинец, видный деятель Коммунистической партии Советского Союза, талантливый пропагандист атеизма. Вся его жизнь – образец верности коммунистическим идеалам, великому делу нашей партии, яркий пример для молодежи, вступающей на трудную дорогу жизни.
Емельян Михайлович Ярославский родился в 1878 г. в Чите в семье ссыльного учителя. Учиться ему пришлось мало. Он окончил трехклассное городское училище и уже с девятилетнего возраста должен был идти «в люди». Он служил учеником в переплетной мастерской, затем в магазине аптекарских товаров. Жизнь, труд стали его школой, его университетами.
Он рано заразился революционными идеями, знакомство со ссыльными революционерами оказало решающее влияние на формирование его взглядов. Ярославский усиленно занимается самообразованием, знакомится с сочинениями крупнейших философов и социологов прошлого, настойчиво изучает труды основоположников научного атеизма.
Двадцатилетним юношей Ярославский стал известным в Забайкалье пропагандистом социал-демократических идей. В 1898 г. он организовал первый в Забайкалье революционный кружок среди железнодорожных рабочих. Этот кружок развернул широкую агитационную работу на промышленных предприятиях, за короткое время приобрел огромное влияние в массах. В 1903 г. на его основе был создан Союз рабочих Забайкалья, одним из руководителей которого стал Е. М. Ярославский.
Энергичный, мужественный, целеустремленный пропагандист, он выполнял ответственные партийные задания по работе среди пролетариата Сибири, Петербурга, Екатеринослава и других городов, участвовал в создании вооруженных организаций рабочего класса, вел агитационную работу среди солдат. Талантливый оратор, умелый организатор, он пользовался большим авторитетом в рабочей среде, умел увлечь за собой массы, популярно разъяснить им задачи, которые партия большевиков ставила перед народом.
Царская охранка зорко следила за молодым революционером. В 1903 г. он был арестован в Чите и обвинен в распространении антиправительственных листовок. Освобожденный под надзор полиции, он перешел на нелегальное положение и продолжал революционную работу. В 1904 г. полицейские ищейки вновь хватают Е. М. Ярославского, и бросают в тюрьму. Освобожденный под залог, он возвращается к партийной работе. 1905 год застает его в Ярославле, где он является одним из руководителей революционного движения, а затем по заданию партии переезжает в Москву и входит в состав Московского комитета. В 1906 г. новый арест. Ярославский совершает смелый побег из Сущевского полицейского дома. Партия посылает его на подпольную работу в Екатеринослав, Петербург, Москву, он назначается редактором нелегальной военной газеты «Казарма», участвует в работе IV и V съездов РСДРП. В 1908 г., по возвращении из Лондона после окончания V съезда, Ярославский вновь попадает в руки, жандармов и предстает перед царским судом по делу военно-боевой большевистской организации. Военный суд приговорил его к семи годам каторги с последующей ссылкой в далекую Якутию. После каторжной тюрьмы он был отправлен по этапу в Сибирь.
Но репрессии не сломили волю «товарища Емельяна», как называли его революционеры-подпольщики. Е. М. Ярославский ни на один день не прекращает нелегальной партийной деятельности. Он поддерживает связь с партийными организациями, ведет работу среди ссыльных, много и упорно занимается самообразованием. Только весной 1917 г., после Февральской буржуазно-демократической революции, он получает возможность вернуться из ссылки.
В дни Великой Октябрьской революции Е. М. Ярославский по поручению партии ведет работу в Москве. Он является членом Московского военно-революционного комитета.
Отгремели октябрьские бои. Наступили трудные годы гражданской войны. В этот период партия посылает Е. М. Ярославского на различные участки партийной и государственной работы. Он принимает активное участие в организации Красной Армии, ведет большую работу в области политического просвещения Красной Армии. После окончания гражданской войны он отдает все силы мирному строительству страны. На X и XI съездах партии избирается членом ЦК РКП (б), входит в состав редакционных коллегий газеты «Правда», журналов «Большевик», «Историк-марксист» и др. Народ неоднократно оказывал ему высокое доверие: Е. М. Ярославский избирался членом ЦИК СССР и депутатом Верховного Совета СССР. Вместе с тем он вел большую научную работу, был автором целого ряда исследований по истории партии и революционного движения в России. В 1939 г. был избран действительным членом Академии наук СССР.
Огромная роль принадлежит Емельяну Михайловичу Ярославскому в организации атеистического движения в нашей стране. Он являлся одним из создателей и руководителем Союза воинствующих безбожников, который в течение ряда лет вел активную антирелигиозную пропаганду в стране. По инициативе Е. М. Ярославского были созданы журнал и газета «Безбожник», ответственным редактором которых он был со дня основания. Одновременно он возглавлял журналы «Антирелигиозник», «Воинствующий атеист» и другие периодические издания, связанные с антирелигиозной пропагандой.
Ярославский был талантливым пропагандистом атеизма, он многое сделал для разъяснения марксистско-ленинской точки зрения на религию, отношения Коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви. На страницах журналов и газет было опубликовано множество его работ, посвященных критике религиозного мировоззрения и различных сторон многовековой деятельности церкви, направленной на одурманивание трудящихся.
Значительный вклад в дело антирелигиозной пропаганды внесла книга Е. М. Ярославского «Библия для верующих и неверующих», которая и в наши дни пользуется огромной популярностью среди пропагандистов. В этой книге он подверг беспощадной критике Библию, «священную» книгу христиан и иудеев, вскрыл противоречия в ее текстах, убедительно доказал, что в них нет ничего священного, что они не «богодуховенны», а являются сочинениями многих древних писателей, созданными в разное время и включающими в себя сказки и предания разных народов. В «Библии для верующих и неверующих» раскрывается антинаучный характер «священных» сказаний о происхождении мира, солнечной системы, Земли, животных и человека. В ней показывается враждебность библейского учения интересам народа, роль Библии в духовном закабалении народа.
Яркая, живая, остроумная, книга Е. М. Ярославского нашла миллионы читателей, она выдержала несколько изданий, переведена на многие языки и с большим интересом читается как неверующими, так и верующими людьми. И не случайно многие бывшие верующие, которые навсегда порвали с религией, говорят о том, что значительную роль в этом разрыве сыграла книга «Библия для верующих и неверующих». «Эта книга заронила в мою душу первые сомнения в истинности того, во что я верил 20 лет, – пишет бывший верующий В. Тараскин, – она заставила меня впервые взглянуть на Библию трезво, и это привело меня на путь глубоких раздумий, в результате которых я отошел от религии». «Книга Е. М. Ярославского, – пишет колхозница Д. Н. Русских, – помогла мне освободиться от тяжкого груза, который я несла много лет. Я благодарна ей за то, что она указала мне путь к свету». Таких писем много. Можно ли найти для книги более высокую оценку!
Широко известна также книга Е. М. Ярославского «Как родятся, живут и умирают боги и богини». Она была написана в 1925 г. В предисловии к первому изданию автор писал: «Главная задача работы – показать земной источник всех религиозных понятий и представлений, показать, что все боги созданы людьми…» Эту задачу он выполнил с присущим ему публицистическим мастерством, с талантом, блестящего пропагандиста-антирелигиозника. В своей книге он дал анализ развития религиозных верований, показал, что истоки христианской религии лежат в верованиях древних народов, что представления о жизни и деяниях Иисуса Христа и «святых угодников» основываются на представлениях о богах, которые имели место в египетской, древнееврейской, ассиро-вавилонской религиях. Он убедительно раскрыл земную основу религиозных верований у различных народов; используя большой фактический материал, показал, что религия имеет источники в окружающей действительности; на конкретных примерах обосновал марксистское положение, что религия является фантастическим, превратным отражением мира в сознании людей. Останавливаясь в основном на происхождении христианства, он подверг критике и вероучения иудаизма и ислама, показал их связь с христианством.
Большой славный путь прошел Емельян Михайлович Ярославский. До последних своих дней (он умер в 1943 г.) он оставался неутомимым пропагандистом ленинских идей. И в наши дни, когда советский народ наряду с вопросами хозяйственного строительства решает важнейшую задачу коммунистического воспитания трудящихся, произведения Е. М. Ярославского остаются боевым оружием атеистов в их борьбе за преодоление религиозных пережитков в нашей стране.