Франсуа Рабле
1 марта 1552 г. в Париже осужден на сожжение роман французского гуманиста Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Франсуа Рабле (1483 или ок. 1494-1553) жил в эпоху Возрождения – в эпоху величайшего прогрессивного переворота, которая, по меткому замечанию Ф. Энгельса, «нуждалась в титанах и… породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености».
Франсуа Рабле поражал своих современников исключительной разносторонностью и глубиной знаний. В его произведениях мы находим многочисленные экскурсы в область медицины, биологии, ботаники, юриспруденции, археологии.
Наиболее ярко талант писателя раскрылся в произведении, ставшем делом всей его жизни и принесшем ему мировую известность, – в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Пафос книги направлен против реакционного Средневековья во всех его проявлениях, начиная от социально-политического устройства раздробленной Франции и кончая схоластикой в науке, средневековыми методами преподавания – зубрежкой и догматизмом, которые не имели ничего общего с задачами познания окружающего мира.
Рабле как гуманист-просветитель прямо связывает задачи социального переустройства, создания разумных общественных отношений с воспитанием подрастающего поколения.
Убивающей пытливую мысль схоластике писатель противопоставляет программу разумного воспитания гармонической личности. Учитель Гаргантюа – Понократ (от греч. «власть труда») знакомит своего ученика с естественными науками, с ремеслами печатника, часовщика, ткача, обучает игре на музыкальных инструментах и заставляет заниматься физическими упражнениями.
Отвергая принуждение и насилие над человеческой личностью, Рабле в описании Телемского аббатства создает свой идеал государственного устройства. Телемское аббатство, устав которого состоял из одной-единственной статьи – «делай, что хочешь», – воплощение молодости, радости жизни, бодрости духа. Тепа-миты чтут науки и искусства, все они умеют играть на музыкальных инструментах, читать, говорить и писать стихи на пяти-шести языках. Они вольны вступать в брак. Нигде, кроме Телемской обители, не было столь отважных, сильных и неутомимых рыцарей, столь изящных и веселых женщин, «охотниц до всяких почтенных и неподневольиых женских занятий».
Выдающееся творение французского гуманиста навлекло на себя немилость своей антифеодальной и антиклерикальной направленностью.
Здесь и саркастическая насмешка над монахами, которые не пашут землю в отличие от крестьянина, не охраняют отечество в отличие от воина, не лечат больных в отличие от лекаря, а только терзают слух окрестных жителей «дилиньбом-каньем своих колоколов». Здесь и едкая сатира на евангельскую легенду о непорочном зачатии, и высмеивание веры в загробную жизнь. Какое уж тут блаженство на «том свете», если Александр Македонский в аду штопает старые штаны, Цицерон исполняет роль истопника, а папа Сикст лечит от дурных болезней!
С большой силой отрицательное отношение писателя к христианским догматам проявляется в притче о Физйсе и Антифизйсе. Физиса (т. е. природа) сотворила Красоту и Гармонию. Антифизиса создала Недомерка и Нескладу, породила на свет изуверов, святош, лицемеров, пустосвятов и прочих безобразных и противоестественных чудовищ. Аллегория писателя довольно прозрачна: он внушает читателю мысль о том, что все истинно прекрасное и хорошее исходит от матери-природы, а не от бога, все же безобразное и низменное, все, что противоречит природе, – порождение религии.
Основной же удар по религиозным догмам писатель наносит своим утверждением величия дел и свершений человека. Ведь утверждение бытия человека есть само по себе отрицание бога.
Великаны Рабле – это выражение титанических возможностей человека, сбрасывающего с себя оковы средневековых представлений. Утверждение «пантагрюэлизма» – глубокая и несокрушимая жизнерадостность.
Лживому человеколюбию церкви, зовущей к жертвенности, смирению и аскетизму, гуманист Рабле противопоставляет отказ от рабской покорности, призыв к активности, к свободному развитию всех способностей личности. Письмо Гаргантюа к сыну – это восторженный гимн гуманизму, беспредельным человеческим возможностям. В описании путешествия к оракулу Божественной Бутылки писатель в излюбленной им аллегорической форме призывает пить из чистого источника знаний и «родника мудрости». Все люди, говорит писатель, от природы наделены склонностью к добродетелям и отвращением к порокам. Задача состоит в том, чтобы помочь развитию светлых начал в человеке.
С начала публикации романа в 1532 г. до появления пятой части прошло более двадцати лет. За это время в общественно-политической жизни Франции произошли значительные изменения. Просветительская деятельность короля Франциска I резко меняется в сторону реакции. Свирепствует цензура. Все это не могло не сказаться на последующих частях романа, сатира которого становится более скрытой, аллегории более сложными. Но общее звучание романа не претерпело изменений. От первой и до последней книги, опубликованной через пять лет после смерти писателя его друзьями, перед нами предстает воинствующий борец с реакцией и мракобесием, средневековой схоластикой и клерикализмом, защитник угнетенных, твердо убежденный в том, что звезды существуют не только для королей и пап, но и для бедных и страждущих.
В книге не могли не сказаться исторически вполне объяснимые черты ограниченности мировоззрения писателя. Но вот уже более четырех столетий человечество восхищается гениальным созданием великого гуманиста, ибо перед истинно прекрасным время бессильно.
В 1791 г., в то бурное время, когда французская буржуазия сметала со своего пути обветшалые феодальные общественные отношения, во Франции вышла в свет книга «Об авторитете Рабле в настоящей революции». Автор книги аббат Жеигене не без основания утверждал что восставший народ выполнил пророческие предначертания великого гуманиста, низвергнув королевский трон и тиранию церкви. Женгене призывал поставить Рабле в один ряд с выдающимися личностями, вдохновляющими революции.
И он был прав, потому что свободолюбивые мысли великого сына французского народа вдохновляли не только простолюдинов и ремесленников конца XVIII в., санкюлотов и коммунаров, но и в наши дни дороги и близки каждому, кто верит в безграничные возможности человека, в победу человеческого разума над силами реакции. Не случайно в 1953 г. по решению Всемирного Совета Мира все прогрессивное человечество отметило 400-летие со дня смерти писателя.