Сретение господне
Слово «сретение» в переводе на русский язык означает «встреча». Этот праздник, установленный христианской церковью в IV в., посвящен встрече младенца Христа с богом в храме Иерусалимском.
В Евангелии от Луки имеется рассказ о том, что на 40-й день после рождения Христа родители принесли его в Иерусалим, «чтобы представить пред господа». Бога они, конечно, в храме не встретили. Христа благословил «муж праведный» Симеон и Анна-пророчица, которые во всеуслышание объявили Иисуса долгожданным мессией-царем иудейским. После совершения всех необходимых обрядов Мария с Христом и Иосиф вернулись домой, в город Назарет, Такова евангельская легенда, ставшая основанием для введения церковью праздника сретение.
Для человека, знакомого со «священным писанием», эта легенда полна противоречий. Начать хотя бы с вопроса о том, когда Христос был принесен в храм: до или после поклонения волхвов. Если сретение состоялось до поклонения волхвов, то последние так и не могли поклониться божественному младенцу, потому что родители Христа возвратились не в Вифлеем, а в город Назарет, а евангелист Матфей свидетельствует, что поклонение волхвов было в Вифлееме. Если же мы предположим, что волхвы, побывав в Иерусалиме, у Ирода-царя, поклонились в Вифлееме Иисусу до истечения 40 дней, то никак нельзя представить себе, как Ирод, искавший смерти Христа и ради этого якобы истребивший множество ровесников его, не схватил Иисуса в Иерусалиме, где Симеон-«бого-приимец» и Анна-пророчица объявили Иисуса мессией и царем иудейским.
Согласно Евангелию от Матфея, Иосиф и Мария с младенцем, спасаясь от преследования Ирода, сразу после рождения Иисуса бежали в Египет и вернулись только после смерти Ирода. Как же святое семейство могло появиться в Иерусалимском храме на 40-й день после рождения Иисуса!
Каждого непредвзятого человека не может не поразить и еще одно обстоятельство. Когда Симеон начал говорить об особой, мессианской, спасительной миссии младенца Иисуса, по словам евангелиста, «Иосиф же и матерь его (Иисуса) дивились сказанному о нем». Почему! Разве Мария забыла о явлении ей ангела, возвестившего «непорочное», «сверхъестественное» зачатие, забыла безболезненные роды, забыла слова ангела, что Иисус будет «спасителем»! Или неужели Иосиф и Мария забыли приход и поклонение волхвов, ангелов, поющих «славу» новорожденному, чудесную звезду, стоявшую в небе над его колыбелью, и многое другое!
В данном случае Лука противоречит не только другим евангелистам, но и самому себе.
Все эти противоречия и неувязки заставляют думать, что миф о сретении, как и весь Новый завет, является плодом фантазии отцов церкви, которые даже не потрудились как следует увязать этот новый «факт» биографии Иисуса Христа со всеми остальными.
Каковы же были цели создателей рассказа о сретении?
Эта легенда как бы обязывает каждого истинного христианина следовать примеру святого семейства и отдавать своего ребенка под покровительство бога и церкви с младенческого возраста. Это, несомненно, укрепляло влияние церкви на массы верующих.
С праздником сретения связан существующий и поныне обряд воцерковления младенцев, или так называемая сороковая молитва. Этим обрядом церковь как бы посвящает ребенка богу. Обряд воцерковления унижает женщину, внушает ей, что она существо низшее, рабское, глубоко греховное, нечистое, обязанное всю жизнь благодарить всевышнего за то, что он сохранил жизнь ей и ее ребенку.
Современные православные проповедники используют праздник сретения для напоминания верующим о необходимости возможно чаще встречаться с богом, т. е. для зазывания их в храм. Но все меньше остается желающих тратить драгоценное время на свидания с несуществующим богом.