Религия и война
По сообщениям военных, в зоне боевых действий антитеррористической операции, которая сейчас проходит на юго-востоке Украины, наблюдаются систематические нарушения не только прав человека на жизнь, но и прав на свободу совести.
«Ни о какой свободе совести в зоне АТО – не может быть и речи», – рассказывает Иван, недавно вернувшийся после ротации из зоны АТО. (С целью безопасности – имя парня изменено). Его отправили в «добровольческий» батальон, среди которого, как выяснилось позже, лишь 10 % оказались добровольцами. После контузии, Иван остался без ноги и с травмой левой руки.
«Отношение к призывникам у военного командования Украины не намного лучше, чем к животным. Во всяком случае, за людей нас там никто не считал. Всё делали по приказу: стреляли, шли в атаку, ели, спали и даже молились», – вспоминает солдат. «Среди нас было немало тех, кто в бога не верил. Но отказ от совместной молитвы, которая входила, между прочим, в расписание, приравнивался к отказу выполнять приказ командира. А это в военное время, знаете, чем может закончится. Поэтому все атеисты и те, кто к религии был равнодушен, сразу становились верующими в бога», – продолжает Иван.
Парень говорит, что среди капелланов в зоне АТО больше всего представителей Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Реже встречаются капелланы-баптисты. Украинской православной церкви Московского патриархата в зоне АТО с украинской стороны нет, но они есть со стороны ополченцев.
Близость смерти меняет восприятие реальности, говорят священники, которых капелланами официально оформила на законодательном уровне новая украинская власть. Во время встречи с представителями Союза церквей и религиозных организаций, премьер-министр Украины, Арсений Яценюк, обращаясь к священникам, заявил: «В такие сложные времена, когда идет война, нет атеистов. Все вместе с богом, на него уповают и все просят помощи у бога. И то, как вы заботитесь о гражданах Украины и стране в целом – очень важно. Люди хотят слышать ваше слово, чувствовать вашу уверенность. И очень важно, что правительством восстановлена во всех военных формированиях служба (военных капелланов). Впервые за 23 года – военные капелланы идут в военные части, молятся вместе с украинской армией и защищают страну».
Наиболее активно выполняет эти «заветы» от власти, глава УПЦ КП Филарет, призывая украинцев не прятаться от мобилизации, а, не задумываясь, идти воевать: «Это священный долг каждого гражданина защищать свою родину. Тот, кто отказывается идти – он не любит свою родину», – говорит Филарет, выполняя госзаказ по поставкам новой партии новобранцев, которых ждёт та же участь, что и их предшественников – смерть или пожизненная инвалидность.
Религиозные организации, как никогда заинтересованы в пополнении новой паствой своих рядов, потому что любая война, наряду с бедностью, невежеством, ослабляет веру человека в свои силы и в то же время укрепляет веру в силы сверхъестественные. Это прекрасно понимают не только «духовные пастыри», но и «пастыри светские».
Но в то же время, как и в былые времена, духовенство в роли капелланов исполняет еще и роль шпионов-доносчиков. В первую очередь на тех военнослужащих, кто усомнился или разочаровался в идеях, за которые они призваны светской властью уничтожать противника, кто отказывается убивать своих соотечественников только за то, что они иначе мыслят и имеют другие политические предпочтения.
В отличие от большинства религиозных организаций на Украине, атеисты выступают не только против религии, но и против войны на Донбассе, как и любой другой войны, приносящей многочисленные человеческие жертвы, уничтожает инфраструктуру и научно-техническое достояния человечества. Эта война не выгодна ни народу Украины, ни народу России, и даже народам Европы. Она может быть выгодна лишь тем руководителям крупных империалистических стран, таким, как например, Соединённые Штаты Америки, для которых цена зелёных бумажек намного выше цены человеческой жизни. И церковь, которая не менее заинтересована в наживе, чем светская власть, с блаженным видом продолжает подливать всё больше и больше масла в огонь войны.