Кесарю кесарево ли?
Любое общество во все времена создавало некие «табу», законы, правила и т. п. Эти меры, будучи во многом оправданы, был направлены в первую очередь на выживание общества, на его безопасность, на продолжение самого существования этого общества. Одной из таких мер была религия, во все времена и для всех народов являвшаяся одним из основных факторов, цементирующих общество, придающих тому или иному обществу те, жестко необходимые признаки «свойства» и «самости», которые наровне с языком и песнями, преданиями и сказками, законами и обычаями, способом и культурой производства составляли базу общественных ценностей. Параллельно с выполнением этих задач, религия всегда была инструментом подавления угнетённых слоёв общества, честно служа классу угнетателей.
Религия общества всегда менялась с изменением или усложнением производственных отношений, а так же в связи с острой политической необходимостью. И как только производственные отношения усложнялись, как только у угнетателей возникала жизненная необходимость в очередных изменениях — общество, хоть и не безболезненно, но принимало необходимые религиозные изменения, обеспечивая тем самым себе дальнейшее продление своего существования, и непрерывность эксплуатации угнетаемого большинства.
Однако и сами религиозные изменения порой оказывали настолько существенное влияние на общество, что общество тоже менялось и преображалось, а сами эти изменения, спустя определённое время могли разрушить общество, создавая на его месте общество новое, подчас более слабое, и даже приводя к исчезновению государств и народов.
История знает борьбу культов Ра и Атона в Древнем Египте, которая, по сути, была ничем иным, как борьбой определённых социальных прослоек Древнего Египта, в результате которой победителями оказались последователи… Амона, оставив всяческие надежды на существование поклонникам борющихся меж собой культов Ра и Атона. Пройдёт не так много времени и от государства Египетского отпадёт Палестина и Сирия, власть фараона ослабнет, и пришлые инородцы займут престол вчерашних могущественной династии. Потом ещё много раз Египет будет покорён разными народами, пока Александр Македонский не «освободит» его от персидского владычества. По существу же мы видим, что во имя определённых сиюминутных выгод одной социальной прослойки угнетателей в жертву был принесён весь народ Древнего Египта, канувший в небытие, и лишь оставивший после себя памятники былого величия в виде пирамид, Сфинкса, и развалин древних столиц.
Римская цивилизация, с её благостным отношением ко всем мыслимым и немыслимым богам и культам, очень быстро «забыла» родные Пенаты (богини домашнего очага), и со злобой варвара стала разрушать храмы собственных богов, как только пришло христианство. Почему это произошло? Что заставило с таким остервенением разрушать храмы тем, кому ещё вчера поклонялись и возводить из тех же самых камней храмы Христу? Какие механизмы сподвигли людей к преследованиям за веру предков, ещё вчера радующихся, когда смерти на арене предавали последователей Христа? Ответ очень простой — интересы правящего класса.
Христианство несло не только новый завет равенства всех перед богом, не только лишь проповедовало всепрощение и человеколюбие, не только культуру книг. Оно несло с собой одну из тех величайших заповедей, которые не могли не понравиться угнетателям.
В Евангелии от Матфея (гл. 22, ст. 15—21) приведен ответ Иисуса Христа людям, посланным от фарисеев. Намереваясь «уловить Его в словах», они спросили Иисуса: «Позволительно ли платить налоги кесарю?» Иисус, указывая на динарий (римская монета) с изображением кесаря, спросил их: «Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Евангелие от Луки. Глава 20, с 19 по 26 стих.). Так же Евангелие от Марка: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу” (12:13-17).
Что значило это для тогдашней Римской империи? Для понимания этого необходимо обратиться к истории Рима.
После поражения, понесенного римлянами при Каннах, в самый разгар Пунической войны, был принят закон, запрещавший женщинам иметь золотые украшения и роскошные одеяния. «Всё для победы!» — вот девиз тогдашней Римской аристократии. Но 195 г. до н. э. в Риме происходит событие, лишь на первый взгляд кажущееся незначительным или даже курьезным — римская правовая культура с ей характерной установкой на постоянство, незыблемость и даже вечность законов даёт сбой. Отмена закона, просуществовавшего всего 20 лет, не только положила начало раскола римского общества, но и полностью обнажила противоречия внутри этого общества. Окрепший и осознавший свою мощь, класс эксплуататоров теперь уже не хотел быть связанным узами добродетелей и законов, освещённых старой религией. Началась погоня за роскошью, в которой количество драгоценностей, украшений и прочих богатств было возведено в гораздо более высокий ранг, чем служение интересам государства.
Именно с этого времени начинаются массовые нарушения общественных интересов в пользу частных (например, захваты общественной земли при постройках и злоупотребления общественными водопроводами и т. п.) и это становится нормой. Менялась мораль Рима. К началу новой эры эта изменяющаяся мораль оказалась полностью сформировавшейся — оставалось лишь последнее препятствие — законы, освещённые религией предков. И для их отмены было крайне важно старую религию отменить, найдя взамен ей другую. Христианство подходило для этого более всего, а невинное «Богу — богово, а кесарю — кесарево», сказанное Христом для того что бы защититься от провокации фарисеев, приобрело свой, новый смысл, и на этом смысле мы остановимся поподробнее.
Куда подевался теперь Древний Рим с его культом государства и права, его доблестью и отвагой? Исчез, и лишь развалины напоминают нам о некогда могучем былом величии. Утерян безвозвратно, так что сам язык латинский стал мертвым языком. Уничтожены квириты, из народа воинов превратившиеся в народ покорённых и исчезнувших, оставив нам в наследие лишь только христианскую мораль с её бесконечной покорностью. И уж в первую очередь покорность выражается в возможности давать себя грабить.
Для простого человека деньги — это оплата его труда, произведённого им товара или оказанной им услуги, по-другому — зарплата. Как правило, человеку выполнившему работу, достаётся не вся сумма, оплаченная покупателем за товар, так как часть средств уходит на покрытие стоимости материалов (сырья), из которых сделан продукт, большая часть средств уходит владельцу предприятия, на котором человек сделал товар, и уж совсем малая толика достаётся тому, кто непосредственно этот товар создал. Казалось бы — его деньги, мы можем долго рассуждать на тему справедливости или не справедливости размера суммы, но вот то, что это его деньги, сомнения вызывать не должно. С момента получения этих денег, деньги уже его, то есть никому другому они не принадлежат! Но ведь не тут то было. Находятся люди, которые говорят, что, мол, раз на деньгах изображение и надпись кесаря, то и деньги кесаревы! А по сему, отдать эти деньги кесарю обратно — и есть дело справедливое.
Конечно же, «добрый» кесарь не отнимет всего. Кесарь обязательно оставит тебе что-нибудь, для того чтобы ты не сдох с голоду, и мог ещё хотя бы раз отдать своё здоровье и силы, зарабатывая для кесаря снова. И это вполне «справедливо», ведь деньги-то «кесаревы».
Ну как, скажите на милость, может пройти мимо такой «справедливости» коллективный «кесарь», правящий хоть в Древнем Риме, хоть в современной России? Выбор христианства в качестве государственной религии — отнюдь не случаен. Христианская религия есть не что иное, как один из инструментов правящего класса, позволяющий последнему отчуждать от трудящегося человека часть произведенного им общественного продукта, то есть присваивать себе результат чужого труда, освящая именем бога то, что называется эксплуатацией.
В этом и состоит смысл существования всякой религии в классовом обществе – помогать господствующему классу грабить трудовой народ, прикрывать угнетение большинства ничтожным меньшинством населения. Религия закрепляет и увековечивает право эксплуататоров жить трудом своих рабов, не давая возможности рабам подняться и начать борьбу за свое освобождение.
Потому истинно свободным может стать только тот, кто сумеет освободиться от пут всякой религии, ибо тогда он сможет сам изменить свою жизнь, не рассчитывая на то, что это за него сделает кто-то другой свыше.
И. Миник