Казненный за атеизм

http://s9.uploads.ru/t/D4QkS.jpg

4 марта 1634 года родился философ-атеист, известный, как автор трактата «О несуществовании бога» Казимир Лыщинский. Рукопись трактата была сожжена, а автор казнен. На сегодняшний день известно лишь несколько небольших фрагментов, найденных в 1957 году польским философом и историком атеизма Анджеем Новицким.

Образование Казимир Лыщинский получил сначала в Берестейском иезуитском коллегиуме, позже в Краковском университете (по некоторым данным в Виленской иезуитской академии).

Покинув орден иезуитов, написал трактат, который назвал «О несуществовании бога». Из достаточно объёмного сочинения (трактат состоял из 530 страниц в 15 тетрадях) сохранилось всего 5 фрагментов, смысл которых сводится к отрицанию существования бога и обвинению клерикалов в «гашении света разума». Философ отрицал существование бога, говорил, что он является химерой человеческого сознания, используемой церковью и государством в своих целях. Библия написана людьми, которые с её помощью поддерживают обман.

31 октября 1688 года Лыщинский по доносу своего соседа Яна Казимира Бжоски был обвинен в атеизме и посажен в варшавскую тюрьму. В его доме были найдены сочинения, в которых отрицалось существование бога. Против заключения Лыщинского в тюрьму выступил только брестский земский писарь, который говорил, что привлекать к ответу шляхтича за преступление, которое не было доказано, противоречит праву свободы. Кроме этого, он обвинил духовенство в том, что оно хочет ввести в Речи Посполитой испанскую инквизицию.

Публичные слушания по делу Лыщинского начались только 15 февраля 1689 года. Ранее обвиняемый был привлечен к духовному суду ливонским епископом, был им признан виновным и предан государственному суду. В роли обвинителя выступил литовский инстигатор Симон Курович.

В адвокате ему было отказано под предлогом того, что не найдётся такого юриста, который бы захотел защищать атеиста. Несколько позже адвокат всё-таки был предоставлен. Специальным декретом короля и великого князя очередное слушание было назначено на 25 февраля 1689 года. Как ни пытался адвокат защитить философа, изыскивая ему оправдание, обвинение полностью опровергало доводы защиты, заявив, что Лыщинский не обыкновенный еретик, способный еще вернуться в лоно церкви, а атеист, сознательно отвергший церковь и бога.

Слушание 26 февраля не дало суду ничего нового. 28 февраля начали собираться голоса светских сенаторов и послов (епископы проголосовали ранее). Большинство решило, что обвиняемый должен поплатиться жизнью путём сожжения. 10 марта Лыщинский в Фарном костеле якобы покаялся в своих заблуждениях, повторяя текст покаяния за епископом. По утверждению парижского еженедельника «Газетт», текст отречения прочитал за него какой-то ксёндз.

28 марта литовским гофмаршалом был опубликован приговор. Лыщинского надлежало вывести из города и сжечь на костре вместе с его произведениями в руках. Имущество казнённого конфисковывалось, а дом, в котором он жил, должен был быть разрушен, и место оставлено пустырём на вечные времена. После чтения приговора познанский и ливонский епископы, а также сам обвиняемый, обратились с просьбой к королю о замене сожжения отсечением головы. Король удовлетворил просьбу.

Приговор был приведен в исполнение 30 марта.

Спустя много столетий после его смерти, 20 апреля 1989 года в год 300-летия казни в Брестском районе Брестской области в деревне Малые Щитники рядом с бывшей униатской церковью был установлен мемориальный камень в память о Лыщинском. На камне высечен текст эпитафии Казимира Лыщинского, написанной им самим:

«О путник! Не пройди мимо этих камней. Ты о них не споткнешься, если не споткнешься на истине. Узнаешь истину у камней: ибо даже те люди, Которые знают, что это правда, учат, что это ложь. Учение мудрецов — сознательный обман».

http://s9.uploads.ru/t/PWlbk.jpg

4 марта 2009 года к 375-летию со дня рождения Казимира Лыщинского Министерство связи и информатизации Республики Беларусь ввело в почтовое обращение художественный конверт с оригинальной маркой «375 лет со дня рождения Казимира Лыщинского».

http://s8.uploads.ru/t/BFve0.jpg

Казимир Лыщинский вошел в историю, как и Джордано Бруно, за свои смелые мысли, высказанные в темные времена церковного угнетения, запрета и уничтожения светлых, прогрессивных умов человечества. Неудивительно, что многие народы считают Лыщинского «своим» философом. Поляки приписывают ему польское происхождение, белорусы – белорусское, а украинцы – украинское. Философ некоторое время работал во Львове.

Ниже приведем два варианта найденных фрагментов трактата «О несуществовании бога» (на русском и украинском языках), великого философа и атеиста Казимира Лыщинского:

1) Заклинаем вас, о богословы, именем вашего бога; разве вы этим не гасите свет разума, не отнимаете солнца у мира, не опрокидываете с небес вашего бога, когда вы приписываете богу невозможное, противоречивые черты и свойства бога (4, 24—28) [Цифры в скобках обозначают страницы и строчки рукописи].

2) Человек — создатель бога, а бог — творение и создание человека. Таким образом, люди — творцы и создатели богов, и бог является не действительной сущностью, а [творением] разума и к тому же химерическим; поэтому бог и химера — одно и то же (11/32—36).

3) Религия установлена людьми неверующими, чтобы им воздавали почести... Вера в бога введена безбожниками. Страх божий внушен не имеющими страха для того, чтобы [их] боялись. Вера, которую считают священной, — это человеческая выдумка. Учение, будь то логическое или философское, которое кичится тем, что оно учит истине о боге, ложно. И, наоборот, то, что осуждено как ложное, есть правдивейшее (11, 37 и 1—5).

4) Лжемудрецы обманывают простой народ, опутывая его лживой верой в бога и поддерживают ее таким образом, что даже если бы мудрецы захотели его [народ] освободить с помощью истины от этого угнетения, то их [т. е. мудрецов] подавляют при помощи [самого же] народа (12, 6—10).

5) Однако мы не находим ни в нас самих, ни в других этого веления разума, укрепляющего нас в откровении божьем, ибо если бы оно в нас было, то все бы согласились, не сомневались и не возражали бы против писания Моисея и Евангелия (которое ложно) и не было бы различных изобретателей разных сект и их приверженцев - магометан и т. д. и т. п. Однако об этом не знают и подвергают это сомнению, а также высказывают противоречивые мнения не только несмышленные, но и мудрецы, которые путем правильного рассуждения, так же как и я, доказывают противоположное. Следовательно, бога нет (12, 11—20 и 23).

Источник: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: Избранные произведения XVI – нач. XIX в. Мн., 1962. С. 285-286. Пер. с латыни.


1) Заклинаю я вас, богослови, ім'ям вашого бога; хіба ви цим не гасите світло розуму, не забираєте сонце у світу, не скидуєте з небес вашого бога, коли ви приписуєте богу неможливе, суперечливі риси і властивості бога (4, 24-28 ) [Цифри в дужках позначають сторінки і рядки рукопису].

2) Людина - творець бога, а бог - творіння людини. Таким чином, люди - творці богів, і бог є не дійсною сутністю, а [творінням] розуму і до того ж химерним; тому бог і химера - одне і те саме (11/32-36).

3) Релігія створена людьми невіруючими, щоб їм віддавали почесті... Віра в бога введена безбожниками. Страх божий вселений тими, хто не мають страху для того, щоб [їх] боялися. Віра, яку вважають священною, - це людська вигадка. Вчення, будь то логічне або філософське, яке хизується тим, що воно вчить істині про бога, помилкове. І, навпаки, те, що засуджене як помилкове, є правдивим (11, 37 і 1-5).

4) Лжемудреці дурять простий народ, обплутуючи його брехливою вірою в бога і підтримують її таким чином, що навіть якщо б мудреці захотіли його [народ] звільнити за допомогою істини від цього гноблення, то їх [тобто, мудреців] придушують за допомогою [самого ж] народу (12, 6-10).

5) Проте ми не знаходимо ні в нас самих, ні в інших цього веління розуму, що зміцнює нас в одкровенні божому, бо якби воно в нас було, то всі б погодилися, не сумнівалися і не заперечували б проти писання Мойсея і Євангелія (яке є хибним) і не було б різних винахідників різних сект і їх прихильників - магометан і т. д. і т. п. Однак про це не знають і піддають це сумніву, а також висловлюють суперечливі думки не лише нетямущі люди, але і мудреці, які шляхом правильного міркування, так само як і я, доводять протилежне. Отже, бога немає (12, 11-20 і 23).

Переклад здійснено харківським перекладачем Василем Кисиленком.