Реконсолидация памяти и рассудок
По некоторым оценкам религиозных людей большинство.
Количество разнообразных религиозных течений сложно даже посчитать. Естественно, возникают два вопроса.
Первый, почему верующих так много, несмотря на наличие антирелигиозной литературы. Достаточно упомянуть Забавную Библию Лео Таксиля, прочитав которую трудно относиться с уважением к религиозным лидерам. И даже неопровержимые факты не могут убедить верующих. Освящаемая попами подводная лодка тонет, освящаемая ракета взрывается, после молебна самых уважаемых раввинов в Иерусалиме о просьбе дождя на следующий день возникает страшнейший пожар заповедного леса...
Второй, почему так много различных религий и религиозных сект. Казалось бы, вполне естественно у верующих должно возникнуть сомнение в "истинности" и своей религии. Некоторые верующие даже настолько убеждены в своей вере, что готовы пожертвовать собой. Как ответить на эти «почему»? Сами верующие, в силу специфики своего сознания , ответить на него не способны. (Их рассудок не позволяет эти вопросы даже рассматривать). Хотя известно много причин существования религий, но одна из важнейших, объективных причин, кажется, еще не исследована.
В последнее время микробиологами открыто явление под названием РЕКОНСОЛИДАЦИЯ ПАМЯТИ. Оказывается, процесс воспоминания любого прошлого не есть тождественное воспроизведение всей картины событий, а является творческим конструированием под действием имеющихся убеждений. Память после каждого вспоминания ПЕРЕПИСЫВАЕТСЯ ЗАНОВО, с учетом фантазий человека. (Первичная память о всех текущих событиях запоминается тоже с учетом имеющихся ранее убеждений – этот процесс помещения сформированной информации в долговременную память о текущих событиях называется консолидацией памяти).
Появляется положительная обратная связь. При вспоминании прошлых событий под влиянием религиозных представлений память «уточняется» в согласии с этими представлениями. При каждом вспоминании реальных фактов они трансформируются, еще более подтверждая имеющиеся убеждения. Разные люди одни и те же события запоминают различно, в зависимости от своих предыдущих представлений и опыта.
О том, что различные люди одни и те же события вспоминают по-разному и при вспоминании со временем их искажают , было отмечено еще в начале прошлого века. Выдающийся английский психолог Фредерик Бартлетт, работавший в Кембридже, делал опыты по изучению процессов воспоминания. Он показывал своим испытуемым разные картинки или рассказывал сложные истории и просил их через интервалы времени описать, что они видели в прошлый раз. Запись сохранял, а через некоторое время просил описать то же самое, не показывая, что было записано ранее. Так он повторял несколько раз, замечая, что каждое следующее описание изменялось, иногда значительно. Бартлетт в своей книге делает вывод , что описание людей своих воспоминаний как фиксированных и безжизненных, есть всего лишь ошибочная фантазия, что воспоминание не является повторным возбуждением неисчислимых фиксированных фрагментов следов, оно всегда творческое воссоздание или конструирование, складывающееся из нашего отношения ко всей активной массе реакции и опыта прошлого. Микробиологи это явление подтвердили (экспериментально) и показали, что это связано с перезаписью вспоминаемого. Заметим, что человек не может обнаружить перезапись содержимого своей памяти (если не будет это исследовать специально).
Вот примеры. Разводятся супруги в суде. Они один и тот же свой общий жизненный эпизод могут рассказывать, совершенно искренне обвиняя друг друга во лжи. Ещё, попробуйте разбудить кричащего во сне человека необычным способом (ущипнув, или ударяя по щекам…) и спросить что ему снилось. Он может рассказать вам, что в этом сне кто-то его щипал (или бил по щекам), и поэтому кричал.…Причина со следствием могла поменяться только благодаря реконсолидации памяти. Или такой пример. Вы долго не были в местах своего детства, вспоминая о них. И вот, придя к тем места, обнаруживаете, что они мало похожи на прежние!
Если вспоминание является творческим воссозданием с учетом имеющегося мировоззрения, то для религиозного человека все вспоминаемые факты будут соответствовать его взглядам. Поэтому для него, несмотря на обилие различных религий и сект, "правильной" религией будет только своя, остальные все "ложные"... Следовательно, реконсолидация памяти является существенной причиной устойчивости различных верований (и не только религий). Реконсолидация памяти является звеном положительной обратной связи. Однажды поверив в религиозные мифы, рассудок легче допустит существование и других чудес и т.д. Таков, грубо говоря, механизм «съезжания крыши». Результат искажения сознания у религиозного человека аналогичен психическому расстройству. В этом смысле религию в настоящее время можно рассматривать как эпидемию невежества, на которой паразитируют «мошенники в законе» (духовные наставники), используя «духовные ценности» как наживку. Если не контролировать критически свой рассудок, а верить в чудеса, то с их помощью можно попасть в любую секту и даже дойти до состояния Павла Печенкина.