Атеисты и ислам
Нет бога, даже Аллаха
Бывшие мусульмане, ставшие атеистами, всё громче высказывают свои убеждения. Но терпимое отношение к ним пока встречается редко.
Толпа набрасывалась на Александра Аана ещё до того, как индонезийский суд приговорил его к двум с половиной годам тюрьмы "за разжигание религиозной вражды". Его преступление состояло в том, что он основал в Facebook группу для атеистов провинции Минанг в Индонезии, самой большой по числу населения мусульманской страны и написал там "Бога не существует". Как большинство неверующих в исламских регионах, он воспитывался как мусульманин. И как многие другие, кто открыто придерживается безбожия, он был наказан.
В небольшом меньшинстве мусульманских стран атеисты могут жить безопасно, если они не высовываются. Турция одна из таких. Другая - Ливан. В обеих странах атеизм не является преступлением. Но никакая страна не даёт неверующим легальной защиты и признания. Например, в Индонезии граждане должны объявить себя приверженцами одной из шести религий. Объявить себя атеистами или агностиками они не имеют права. Проект новой конституции Египта признаёт только три религии: христианство, иудаизм и ислам.
Законы шариата, которые охватывают только мусульман,(если они (законы) не встроены в законодательство страны), предполагают, что человек наследует религию своих родителей. Таким образом, атеисты - бывшие мусульмане виновны в вероотступничестве - преступлении против Бога, таком, как измена супругу или употребление алкоголя. Наказание за это может быть жестоким. Законы восьми стран, среди них Иран, Саудовская Аравия, Мавритания и Судан, предусматривают смертную казнь за такое деяние.
В действительности такие наказания выносятся редко. Большинство атеистов преследуются за богохульство и зазжигание религиозной вражды. (Атеисты, родившиеся в семьях не мусульман, не считаются вероотступниками, но и они могут быть наказаны за преступления против религии). Но даже там, где законы либеральны, отношение к ним религиозных деятелей и общества может быть суровым, их избивают и даже отрезают головы.
Многие, как 23 - летний марокканец Касем эль-Газзали, видят для себя единственный выход - убежать за границу. Швейцария предоставила ему убежище, когда стало известно, что он является автором анонимного блога, посвящённого атеизму. Даже в немусульманских странах потерявшие веру боятся открыто высказывать свои взгляды, говорит Нахла Махмуд, 25 летняя суданская атеистка, получившая убежище в Великобритании в 2010 году. Мусульманскому сообществу очень не нравится, когда среди них есть потерявшие веру. Экстремисты могут преследовать таких и на Западе.
Группы атеистов в Facebook, большинство из них анонимные, существуют почти в каждой мусульманской стране. Социальные сети дают им возможность общаться, но и делают их заметными, и, следовательно, уязвимыми. Причина такой ситуации - религиозная нетерпимость. В 1950 - 1960 годах во многих преимущественно мусульманских странах превалировали светские отношения и религиозная терпимость, сегодня религия пронизывает общественную жизнь и политику. Сами Зубайда, исследователь из колледжа Бирбек в Лондоне, говорит об увеличивающейся поляризации, с растущей религиозностью на одном конце спектра и растущими атеизмом и светскостью на другом.
Приход к власти исламистских партий после арабских революций вероятно сделает жизнь тех, кто отворачивается от ислама, ещё несчастнее. Новые правители Египта и Туниса отправили в тюрьму несколько молодых людей, открыто заявлявших о своём неверии. Такие случаи бывали и до революций, но теперь они происходят чаще. Албер Сабер Айяд, египетский христианин, котрый создал страничку в Facebook для атеистов, сидит в тюрьме с сентября "за оскорбление религии". Его обвиняют в том, что он поместил ссылку на печально известный видеоролик на YouTube,который вызвал волну протестов в исламском мире в тот месяц. Он был арестован полицейским - христианином. Египетская коптская церковь также плохо относится к атеистам.
Хорошие новости?
Потрясения в арабском мире и растущее число неверующих породили дискуссию. В Египте Бассем Юссеф, доктор, а также комик, храбро призвал к диалогу вместо враждебности. "Ислам сосуществовал с язычниками и атеистами во времена своего иаивысшего могущества"- пишет он. Некоторые из выдающихся арабских и персидских поэтов и мастеров слова были атеистами. (Истории известно, однако, что несколько из них были казнены).
Молодые активисты, многе из которых, как г-н Газзали, были вынуждены эмигрировать, всё громче заявляют о своём праве не верить в бога. Всё активнее организации эмигрировавших бывших мусульман. Совет бывших мусульман Великобритании, организация, основанная группой неверующих 5 лет назад, даёт убежище тем, кто отошёл от ислама и пытается "нарушить табу" молчания о вероотступничестве.
Активисты приветствовали решение эмира Кувейта, который в июне отверг законопроект, предусматривавший смертную казнь за вероотступничество. Однако те, кто стремятся только к светским законам и социальной терпимости, игнорируют корень проблемы, считает Ибн Варрак, пишущий под псевдонимом родившийся в Индии автор "Отходя от Ислама", сборника эссе, написанных бывшими верующими, и других книг. Он живёт в ссылке и подвергался угрозам смерти за то, что отстаивает права вероотступников. Превалирующая интерпретация ислама, считает он, просто не терпит отвернувшихся от веры мусульман. Аргументы за наказание смертью для таких обычно основаны на Хадите, одном из изречений, которые вместе с Кораном составляют основу исламского законодательства: "Пророк сказал: кто отступит от моей веры, того убей".
Однако в других текстах содержится другой посыл. Отличающаяся терпимостью сура 109 Корана содержит такие слова: "Для меня моя вера, для тебя твоя вера". Умеренно настроенные также отмечают, что хотя в Коране сказано, что богохульство не будет прощено, там не говорится о наказании смертью. Некоторые приводят аргумент, что в ранние годы ислама вероотступничество было сродни предательству, и требовало наказаний, которые теперь неприемлемы.
Хотя некоторые исламские теологи трактуют эти догмы так, что вероотступники будут наказаны в загробной жизни, большинство считают их указанием наказывать бывших мусульман смертью. Все четыре суннитских школы исламского закона учат, что мужчин - вероотступников следует убивать, хотя две считают, что женщин - ренегатов следует только сажать в тюрьму. Некоторые ведущие исламские деятели, такие, как главный муфтий Египта и Юсуф аль-Гарадави, проповедник из Катара, считают, что еретик заслуживает наказания смертью, если он "подрывает устои общества" и "вредит исламу". Все соглашаются, однако, что раскаявшихся следует щадить, хотя вопрос о времени и искренности раскаяния для этого, дебатируется.
Ибн Варрак говорит, что суть проблемы в том, что по закону шариата атеизм является грехом номер один, более тяжким, чем даже убийство. Теологическим дебатам об атеизме ещё предстоит начаться. Отношение общества, хотя оно и варьирует, больше склоняется к нетерпимости. Опрос, проведённый американским исследовательским центром Пью, показал, что 84% мусульман в Египте и 86% в Иордании поддерживают смертную казнь для вероотступников. В Нигерии таких 51%, в Индонезии 30%.
Такое отношение может способствовать антирелигиозным чувствам, хотя оно и препятствует их выражению. Г-жа Махмуд вспоминает, как в начальной школе на уроке рисования учитель наказал её за то, что она нарисовала Аллаха, что запрещено в исламе. Имея меньше прав, чем её сверстники - мальчики и раздражённая запретом на изучение эволюции, она чувствовала себя отвергаемой. Это привело к тому, что она постепенно стала отходить от ислама и наконец окончательно его отвергла и стала неверующей.
Перевод статьи из журнала "Economist" за ноябрь 2012 года.