Л. Н. Толстой

28 августа 1828 года - родился русский писатель, мыслитель и просветитель Лев Николаевич Толстой.


http://s3.uploads.ru/t/9xv2Y.jpg

Еще при жизни Л. Н. Толстого его художественные произведения при­обрели всемирную известность и все­общее признание. В русском литературоведении с 90-х годов прошлого века за Толстым прочно утвердилась репутация беспримерно знаменитого писателя; по подсчетам литературно­го критика С. Венгерова, отдельные произведения Толстого («Кавказский пленник», «Хозяин и работник», «Власть тьмы», «Чем люди живы», «Воскресение», «Бог правду видит, да не скоро скажет» и др.) к 1900 г. вы­держали по нескольку десятков изда­ний в России и были переизданы на всех языках мира.

Всемирная известность и огромная популярность Толстого-писателя при­давали особое значение его мораль­ным поучениям, а его критике рус­ской православной церкви – неви­данную сокрушительную силу.

Обличительные выступления Тол­стого против православия вызывали ненависть среди церковных иерархов. Дело дошло до того, что в связи с 80-летием Толстого многие церков­ники обращались к царскому прави­тельству с просьбой запретить чест­вование писателя, как злейшего про­тивника самодержавия и церкви. Из­вестный мракобес священник Иоанн Кронштадтский, ныне прославляемый церковью как один из ее «столпов», сочинил особую молитву против ре­волюции и Л. Н. Толстого, в которой говорилось: «Господи, умиротвори Россию ради церкви твоей, ради ни­щих людей твоих, прекрати мятеж и революцию, возьми с земли хульника твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого и всех его горячих за­коснелых последователей».

В марте 1900 г. русское духовенство было встревожено вопросом об от­ношении народа к смерти Толстого в связи с его болезнью и распростра­нившимися слухами о возможном смертельном исходе. Церковники предполагали (и в «том они не ошиблись!), что смерть писателя вы­зовет всенародную скорбь, которая может вылиться в политические про­тесты против самодержавия и церк­ви. В марте 1900 г. синод разослал по всем епархиям секретный циркуляр, в котором говорилось: «…Кончина гра­фа Толстого может дать повод много­численным его почитателям… просить приходских священников совершить по нем панихиду и заупокойную ли­тургию, и последние, по неведению, могут исполнить их желание. Между тем граф Лев Толстой в многочислен­ных своих сочинениях, в коих он вы­ражает свои религиозные воззрения, ясно показал себя врагом православ­ной христовой церкви. Единого бога в трех лицах он не признает, второе лицо святыя троицы – сына божия называет просто человеком, кощун­ственно относится к тайне воплоще­ния бога-слова, искажает священный текст евангелия, святую церковь по­рицает, называя ее человеческим ус­тановлением, церковную иерархию отрицает и глумится над святыми та­инствами и обрядами святой право­славной церкви… Посему совершение панихиды или заупокойной литургии по графе Льве Толстом, в случае его смерти без покаяния и примирения с церковью, несомненно смутит со­весть верных чад святой церкви и вы­зовет соблазн, который должен быть предупрежден. Ввиду сего святейший синод постановил воспретить совер­шение поминовения, панихид и за­упокойных литургий по графе Льве Толстом, в случае его смерти без по­каяния…»

Но церковникам этого показалось мало: 20-22 февраля [7-9 марта н. ст.) 1901 г. синод выносит специ­альное определение об отпадении Толстого от церкви.

По церковному канону, на основа­нии этого определения синода вели­кий писатель должен был быть пре­дан анафеме повсеместно с амвонов православных храмов во время бого­служения. Глумление церковников над великим русским писателем вы­звало бурю негодования среди пере­довых людей России. В. И. Ленин писал: «Святейший синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше. Этот подвиг зачтется ему в час народной расправы с чиновниками в рясах, жандармами во Христе, с темными инквизиторами, которые поддержи­вали еврейские погромы и прочие подвиги черносотенной царской шай­ки».

Определение синода было сигна­лом к началу травли Толстого.

Подстрекательский, провокацион­ный характер действий синода был раскрыт в ответе великого писателя на синодское определение. В нем Толстой писал: «Постановление сино­да вообще имеет много недостатков. Оно незаконно или же умышленно двусмысленно, оно произвольно, не­основательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету или подстрекательство к дурным чувст­вам и поступкам… Оно… вызвало, как и должно было ожидать, в людях не­просвещенных и нерассуждающих оз­лобление и ненависть ко мне, дохо­дящие до угроз убийства и высказы­ваемые в получаемых мною письмах: «Теперь ты предан анафеме и пой­дешь по смерти в вечное мучение и издохнешь как собака… анафема ты, старый черт… будь проклят», – пи­шет один. Другой делает упреки пра­вительству за то, что я не заключен еще в монастырь, и наполняет пись­мо ругательствами».

«Сказано также, – пишет Толстой в «Ответе на определение синода», – что я отвергаю все таинства. Это со­вершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым… кол­довством… В периодическом проще­нии грехов на исповеди вижу вред­ный обман, только поощряющий без­нравственность… В елеосвящении, так же, как и в миропомазании, вижу приемы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, и как во всех тех обрядах, молитвах, заклина­ниях, которыми наполнен требник».

Свирепую ненависть церковников к Толстому разделяло и царское прави­тельство. Светские и церковные цен­зоры вместе с жандармами принима­ли все меры к тому, чтобы сделать невозможным распространение в на­роде сочинений Толстого, и в особен­ности тех из них, в которых содержит­ся критика самодержавия и правосла­вия. Сотни архивных документов по­вествуют о черной работе цензоров и жандармов.

Так, 27 июля 1907 г. Петербургский комитет по делам печати постановил наложить арест на третий том пол­ного собрания сочинений Толстого за то, что вошедшая в него статья «Цер­ковь и государство» «…проникнута резким ненавистничеством к церкви христианской и государству вообще». 29 сентября 1909 г. Московский коми­тет по делам печати постановил «аре­стовать» книгу Толстого «О разуме и вере», так как «Толстой в рассматри­ваемой книжке отрицает благодатные свойства святых таинств христиан­ской церкви».

А когда гениальный русский писа­тель умер, царское правительство и синод разослали по всем ведомствам Российской империи циркуляры о том, что присваивать имя Л. Н. Тол­стого библиотекам и школам, больни­цам и приютам категорически запре­щается.

В нашей стране имя Толстого окру­жено всенародным уважением.

Толстой, конечно, не был атеистом. У него, как указывал В. И. Ленин, «борьба с казенной церковью совме­щалась с проповедью новой, очи­щенной религии, то есть нового, очи­щенного яда для угнетенных масс». Но мы высоко ценим в Толстом стра­стного и непримиримого обличителя церковного мракобесия, беззаветно­го борца против произвола и хищни­чества эксплуататорских классов.

Источник