Галилео Галилей

http://se.uploads.ru/t/USIYn.jpg

15 февраля 1564 года – родился итальянский физик, механик, астроном, философ и математик Галилео Галилей. Кроме того, он был талантливым музыкантом, литератором, худож­ником.

Август 1609 г. 45-летний ученый начинает наблюдать небесные све­тила в телескоп, который он сделал собственноручно. Великий это грех – шарить глазами по небу, так сказать, подглядывать за богом. Небо – это «обитель чистого света», «жилище блаженных», там «райские черто­ги», «царство небесное». Такими замечаниями встретили дерзновенные начинания Галилея служители религии.

О своих телескопических открытиях Галилей рассказал в небольшой книге под заглавием «Звездный вестник». Книга была выпущена в 1610 г. и произвела огромное впечатление. Имя Галилея стало всемирно известным. Многие ученые и влиятельные лица искали знакомства и дружбы с Галилеем. Однако работы Галилея основывались на новых идеях о строении мира, что вызывало ненависть и злобу в стане его врагов – защитников библейского вздора. 5 марта 1616 г. в Риме был опубликован варварский декрет Конгрегации святого индекса (это «свя­тое» учреждение римско-католической христианской церкви ведало вопросами разрешений и запрещений). Декрет запрещал учение Коперника. Запрещено было не только разделять или отстаивать это учение, но да­же и подвергать его обсуждению. В декрете говорилось: «Положение, что Солнце находится в центре мира, является ложным… оно явно про­тиворечит священному писанию… Положение, будто Земля не находится в центре мира и движется, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же точки зрения является по меньшей мере заблуждени­ем в вопросах веры».

Галилей в то время посетил Рим. Кардинал Роберт Беллярмин, один из виднейших церковников, «ласково увещевал» Галилея отступить от научных убеждений, отказаться от учения Коперника. Что было делать? Фактически Галилею запрещена была всякая научная деятельность. Га­лилей, вынужденный покориться, соблюдал терпеливую покорность. Но он не сдался.

Шестнадцать лет он собирал научные материалы. И вот в 1632 г. Га­лилей опубликовал на разговорном итальянском языке свое фундамен­тальное произведение «Диалог о двух важнейших системах мира». В этой книге три собеседника – сторонник коперниканства Сальвиати, со­чувствующий ему Сагредо и упорный приверженец освящаемой рели­гией средневековой науки Симпличио – очень подробно обсуждают воп­росы движения Земли и других планет, природу Луны, возможность изменчивости небесных светил и иные научные проблемы. Галилей вы­сказывал свои взгляды устами двух первых собеседников, Симпличио же очень подробно излагал и мотивировал взгляды и доводы средне­вековых схоластов и богословов.

Галилей должен был соблюдать осторожность. Поэтому в своей кни­ге он часто ссылается на «всемогущество божье», на «неисповедимость путей божьих», на то, что бог мог создать мир тысячами разных спосо­бов, что мы-де должны «принимать мир так, как этого хочет бог» и т. п. Сальвиати в одном из высказываний даже оговорился, что он высту­пает как актер, что он вовсе не считает свои взгляды правильными. Од­нако все содержание книги Галилея говорило в пользу учения Копер­ника.

Для того чтобы в обстановке того жестокого времени выступить, пусть даже в осторожной, – завуалированной форме, против религии и антинаучных взглядов церковников и их союзников – сторонников схо­ластической науки, надо было иметь непоколебимое мужество, быть самозабвенно преданным передовой науке.

Таким и был Галилей. Он пошел на огромный риск, вступив в откры­тую борьбу за передовые научные идеи, запрещенные церковным декре­том. Он пошел на это на склоне жизни, презрев покой хорошо обеспе­ченной старости.

Последующее широко известно: 22 июня 1633 г. великий ученый был осужден за нарушение объявленного ему церковного запрета и приго­ворен к пожизненному тюремному заключению.

Церковники понимали, что само по себе это суровое осуждение никак не могло спасти религию от грозной опасности. Значительно важнее для них было найти путь к какому-нибудь соглашению с ученым. Галилею был предложен мир. Ему надлежало покаяться и обещать впредь не по­ступать так, как он себе позволил поступить. В этой сделке Галилею была обещана относительная свобода: тюремное заключение было заме­нено запрещением куда-либо выезжать из дому и грозным указанием, что кара может быть усилена. Галилей, кроме того, был обязан доно­сить о всех выступлениях, которые подрывают устои господствующей церкви и христианское вероучение.

Галилей дал согласие на это: он подписал составленный инквизитора­ми документ, в котором учение Коперника еще раз объявлялось лож­ным – уже от имени самого ученого. Выходило таким образом, что Галилей отрекся от своих научных убеждений, признав, что всю жизнь во всей своей научной деятельности он заблуждался. Это, конечно, про­извело свое действие. Но передовые ученые понимали, что истина этими изуверскими действиями церковников не может быть загублена. Галилей до конца жизни остался верен своим взглядам непримиримого борца против мракобесия и его распространителей – служителей религии. В за­вещании он лишил наследства тех своих потомков, которые сделаются монахами.

Суд над Галилеем и так называемое отречение великого ученого слу­жили темой для произведений поэтов, писателей, драматургов, худож­ников. От темперамента авторов, от их фантазии, от их таланта и поли­тических убеждений зависело изобразить великого ученого, его жизнь, его личную драму так или иначе. Но безусловно верно только одно: ни­какой измены науке Галилео Галилей не совершил.

ИЗ ПРИГОВОРА ИНКВИЗИЦИИ ГАЛИЛЕЮ:

«Так как на тебя, Галилея, 70 лет от роду, сына покойного флорентинца Винченцо Галилея, был сделан в 1615 году в это святое судилище донос, что ты считаешь истинным ложное учение, а именно, что Солнце – центр мира и неподвижно. Земля же дви­жется.., то святое судилище пожела­ло противодействовать беспорядку и вреду, из этого проистекающему и к погибели святой веры все более, и более распространяющемуся. По при­казанию нашего господина папы и их высокопреосвященств господ карди­налов, этой верховной и всемирной инквизиции, оба положения – о не­подвижности Солнца и вращении Земли – были квалифицированы бо­гословами-охранителями следующим образом: положение, что Солнце – центр мира и при этом неподвижно в пространстве, – философски аб­сурдно, ложно и формально еретично, так как оно противоречит слову священного писания.

Положение, что Земля не есть центр мира и не неподвижна, но дви­жется также суточным движением, тоже философски абсурдно и ложно, богословски же является по крайней мере заблуждением в вере.

…Комиссар св. судилища должен объявить тебе повеление отказаться от этого учения, не преподавать его другим, не защищать и не обосновы­вать; и если ты не подчинишься этому приказу, заключить тебя в тюрьму…

Призвав на помощь имя господа нашего Иисуса Христа и преславной матери его приснодевы Марии, мы высказываем наш окончательный приговор… а именно: мы утвержда­ем, изрекаем и судим, что ты, Гали­лей… оказался у этого св. судилища под сильным подозрением в ереси, поскольку ты верил и придерживался ложного, противоречащего священ­ному и божественному писанию уче­ния о том, что Солнце – центр ор­биты Земли, а не движется с восто­ка на запад и что Земля движется и не является центром мира; и что можно придерживаться и защищать это мнение в качестве вероятного да­же после того, как оно было объяв­лено и определено противоречащим священному писанию…»

Источник