О происхождении таинств

http://s3.uploads.ru/t/fRqy8.jpg

Михаил Кечинов

Христианство зародилось в виде бесчисленных сект, ожесточенно боровшихся друг с другом. Древний философ Цельс, написавший около 180 г. книгу о христианах, утверждал: «Единственное общее, что у них еще есть, это название… а все остальное у них по-разному».

Лишь постепенно, когда христианские общины разрослись, между ними установились прочные связи, начали вырабатываться общие правила вероучения и общие обряды.
Христианское вероучение складывалось под влиянием языческих религий. Распространенные в языческих религиях мифы о страдающих, умирающих и воскресающих богах были перенесены на Иисуса Христа в виде рассказов о его страстях, смерти и воскресении.

Заимствованы христианством и обряды. Древнейшее христианское произведение, написанное в 68 г., — «Откровение Иоанна» (Апокалипсис). В нем еще ничего не сказано о христианских обрядах, даже о крещении. По мере того, как возрастало число христиан и укреплялась их церковная организация, стали вырабатываться официальные христианские обряды. Христианство отвергало иудейские и языческие обряды, но впоследствии, создавая свои обряды, брало для них материал у того же иудейства, и особенно у языческих религий. Например, христианское церковное богослужение установлено по образцу богослужения в храме египетской богини Изиды; христианские молитвы заимствованы главным образом у евреев. Многие верования и обряды, сохранившиеся еще со времен дикости, были переделаны на новый лад и стали христианскими.

В эпоху возникновении христианства были очень распространены тайные обряды (мистерии), связанные с культом восточных богов — Озириса, Изиды и особенно персидского бога Митры. Посвящаемый в эти таинства сначала подвергался испытаниям, а затем проходил семь ступеней посвящения: его крестили окроплением водой или погружением в воду; затем он причащался хлебом и водой с примесью вина. Считалось, что достигший высшей ступени посвящения получал от Митры особую силу для борьбы со злыми духами, становился безгрешным и удостаивался бессмертии в загробном мире. Под влиянием языческих мистерий и складывались христианские обряды — таинства.

В таинстве, по учению церкви, верующий вступает через благодать в интимную связь с божеством, сам становится отчасти богом, очищается, возрождается, получает некие невидимые дары. Но что представляет собой эта таинственная «благодать»? Тут церковники между собой не столковались. Они безнадежно запутались в определении этого понятия и ничего толком сказать не могут. А ведь благодать занимает одно из центральных мест в христианском учении. Богословы определяют благодать как силу, сообщающую людям («без всякой с их стороны заслуги», а только благодаря обрядовым действиям) особые, чудодейственные свойства.
Учение о благодати и таинствах как нельзя лучше соответствует социальным принципам христианства, о которых Карл Маркс писал:

«Социальные принципы христианства переносят на небо… вознаграждение за все перенесенные на земле мерзости и тем самым оправдывают продолжение этих мерзостей на земле.

Социальные принципы христианства объявляют все гнусности, чинимые угнетателями по отношению к угнетаемым, либо справедливым наказанием за первородный и другие грехи, либо испытанием, которое господь в своей бесконечной премудрости ниспосылает людям во искупление их грехов».
Вначале христиане переняли от язычников и приспособили к своей религии только два таинства — причащение и крещение. В IV—V вв. существовали уже четыре таинства. Постепенно число их достигло семи. Окончательно семь таинств: крещение, причащение, миропомазание, елеосвящение (соборование), таинства брака, покаяния и священства — были установлены на католическом соборе в Лионе в 1279 г., а затем были приняты и православной церковью.

Церковники великолепно знают, когда и как возникли таинства, однако продолжают утверждать, будто они учреждены мифическим Иисусом. Тридентскнй церковный собор, который в XVI в. заново сформировал все католическое вероучение, провозгласил анафему тем, кто осмелится сомневаться, что все таинства установлены Иисусом Христом.

Источник