Великий пост

http://se.uploads.ru/t/Ld0CA.png

В учении православной церкви вид­ное место занимает проповедь о по­стах, соблюдение которых считается одним из необходимых условий спа­сения души человека, достижения вечного блаженства на небесах.

Постов в православии очень много. Достаточно сказать, что в году цер­ковь объявляет постными более 200 дней. Посты бывают разные: од­нодневные и многодневные, строгие и не очень строгие, в будние дни и в праздники.

Самым важным, продолжительным и строгим является так называемый великий пост. Он продолжается семь недель и предшествует пасхе.

В первые дни великого поста ве­рующему предписывается вовсе ни­чего не есть. В последующие дни раз­решается съедать лишь по куску хлеба, запивая его водой, и не есть больше ничего, «разве соли требуя с хлебом» (Типикон). И так на протя­жении всех семи недель поста. Пони­мая, что человек, занятый на работе, а тем более физическим трудом, не может ограничивать себя подобным образом, церковь в настоящее время не настаивает на таком исключитель­но строгом посте, но категорически запрещает употреблять в пищу мясо, яйца, масло, молоко, рыбу и т. п. Вместе с тем все большее значение придается и так называемому «ду­ховному» посту.

Если и в обычное время церковь весьма косо смотрит на всякого ро­да развлечения, веселье, то тем бо­лее категорически она запрещает предаваться им в период поста. Пра­вославные церковники проповедуют, что в это время необходимо воздер­живаться от посещения домов куль­туры, клубов, театров и кино, от хож­дения в гости, от чтения светской литературы и т. п. Верующим реко­мендуется сосредоточивать свое вни­мание только на религиозных пред­метах: чаще, чем когда бы то ни бы­ло, ходить в храм, читать «душеспасительные» книги, отдаваться раз­мышлениям о своих грехах и о нака­зании за них во время «божьего суда». Это, мол, с успехом может за­менить воздержание от определен­ных видов пищи, ибо для бога, преж­де всего важно, чтобы люди чем-то жертвовали ради него. К тому же ду­ховенство говорит, что «духовный» пост якобы даже выше и угоднее не­бесному владыке, потому что телес­ный пост – это не самоцель, а в конечном счете средство для воспита­ния духа.

Церковь внушает верующим, что нарушение воздержания во время поста – противление воле божьей.

Время великого поста объявляется не только временем воздержания от определенных видов пищи, но и вре­менем покаяния, усиленных молитв, исповеди и причащения.

Вообще время поста – это время наиболее сильной обработки верую­щих церковниками. Тут используются все средства: специальные богослу­жения и проповеди, церковная му­зыка и особое состояние психики, вы­званное длительным воздержанием в пище. Могучим средством индиви­дуальной обработки верующего яв­ляется исповедь. На ней верующий не только раскрывает священнику все свои тайные дела, мысли и жела­ния, но и получает соответствующие наставления от него о том, как вести себя, как жить.

Пост – это время траура, время плача о грехах своих. И, как бы под­черкивая это, служители церкви во время поста надевают черные ризы. Храмы погружаются во мрак. Цер­ковные песнопения поются тогда за­унывными распевами. На середину храма выносится распятие или изо­бражение страдающего Христа. Это символически подчеркивает, что все жизненные невзгоды, которые выпа­дают на долю человека, ничто по сравнению с тем, что претерпел сын божий – Иисус Христос.

В конце каждой из семи седмиц (недель) великого поста совершается специальная служба.

Первое воскресенье великого по­ста называется неделей православия. В дореволюционное время в этот день совершался чин православия, во время которого благословлялись и прославлялись все защитники право­славной веры (в особенности «бла­гочестивейшие императоры») и пре­давались анафеме, т. е. проклинались, отлучались от церкви все неверую­щие, инакомыслящие (еретики), а так­же противники царской власти. По традиции этот чин совершается и по сей день, но в несколько ином виде: не вспоминаются уже императоры и не совершается чин анафемы. При­спосабливаясь к современным услови­ям, церковь вынуждена была отка­заться от чина проклятия, так как первый же возглас «анафема» отно­сился бы к подавляющему большин­ству советских людей. Как известно, первая анафема провозглашалась всем «отвергающим бытие божие», т. е. неверующим. А в наши дни к ним относится большинство совет­ских людей. Церковь не рискует про­клинать почти всех русских, украинцев, белорусов.

Некоторые завершающие седмицу дни являются особо чтимыми пере­ходящими памятными днями. Два из них прямо призваны подчеркивать проповедуемые во время великого поста идеи отрешенности от всего земного и спасения души. Так, че­твертое воскресенье великого поста посвящается воспоминанию «препо­добного Иоанна Лествичника» – од­ного из столпов монашества, аскета, проповедовавшего ненависть к миру и полное отрешение от всего земно­го, и пятое – памяти «великой угод­ницы божией преподобной матери Марии Египетской». Сама церковь не отрицает, что Мария Египетская дол­гие годы пребывала блудницей, т. е. в молодости была проституткой. На старости лет она задумала спасти свою душу, и за это церковь прекло­няется перед ней.

Последнее перед пасхой воскре­сенье называется входом господним во Иерусалим или вербным воскре­сеньем.

Вслед за вербным воскресеньем наступает самая важная неделя ве­ликого поста – страстная седмица, названная так в память о страстях Христовых, о страданиях этого мифи­ческого богочеловека. В четверг на этой неделе верующие скорбят о предательстве Христа Иудой и об осуждении Христа; в пятницу – о распятии, смерти и погребении Хри­ста; в субботу – о его нахождении в гробу, а в ночь с субботы на воскре­сенье предаются «воспоминаниям» о воскресении. Обстановка каждой из этих служб, как, например, особая торжественность выноса на середи­ну храма плащаницы (изображения лежащего в гробу Христа) в так на­зываемую великую пятницу, служит сильнейшим средством возбуждения религиозной веры, религиозных чувств и настроений.

Заканчивается великий пост в так называемую великую субботу. В этот день после обедни начинается обряд освящения куличей, пасх, яиц и прочей снеди, который длится до са­мой поздней ночи, до начала пас­хальной заутрени.

Стремясь отвлечь внимание от раз­мышления об идеологическом вреде постов, церковники любят поговорить о том, что посты, хотя они и установ­лены господом богом не с целью из­лечения человека от каких-либо телес­ных недугов, благотворно влияют на организм человека, разгружают его органы пищеварения, способствуют долголетию, предотвращают насту­пление преждевременной старости и приносят прочие неисчислимые блага.

Однако с этим никак нельзя со­гласиться.

Посты не имеют ничего общего с врачебной диетой. Диета назначается врачами не огульно всем одна и та же, а строго дифференцированно. Кроме того, если для организма вре­дна какая-нибудь одна пища, то не­достаток ее стараются восполнить другими продуктами. Церковь же, настаивая на постах, толкает челове­ка на длительное ограничение в при­еме почти всех необходимых для ор­ганизма питательных веществ, что приводит к изнурению и истощению организма.

Таким образом, посты наносят не только духовный, но и физический вред. Особенно вредны они детям, которым в связи с ростом и разви­тием организма требуется усиленное питание.

Происхождение постов объясняет­ся совсем не заботой о здоровье че­ловека. Они являются узаконенными церковью пережиткам различных за­претов (табу) и ограничений в пище, возникших на заре человечества в си­лу чисто земных, и прежде всего экономических, причин (недостаток продуктов, сохранение плодов до полного созревания, испытания во время посвятительных обрядов и т. п.). Постепенно первопричина этих за­претов оказалась забытой, они стали вводиться просто по традиции, а за­тем в конце концов на первый план выдвигалось их религиозное обосно­вание, как обрядов, угодных божест­ву. Заимствовав у древних религий многие обряды, христианство заимст­вовало у них и посты, которые оно превратило в религиозное таинство, призванное постоянно напоминать ве­рующим о боге, о страданиях и смерти Христа, о греховности и сует­ности всего земного. Пост и связан­ное с ним покаяние стали выдавать­ся христианскими церковниками за са­мое верное средство достижения вечного блаженства на небесах.

Источник