Почему американцы до сих пор не любят атеистов?
("The Washington Post", США)
Грегори Пол и Фил Цукерман (Gregory Paul & Phil Zuckerman)
Прошло много времени с тех пор, как негры и евреи добились больших успехов, и даже гомосексуалисты получили признание, но все еще есть группа людей, которые не очень нравятся многим американцам — это атеисты. Тех, кто не верит в Бога, зачастую считают аморальными, злыми и сердитыми. Они не могут вступить в ряды бойскаутов. Солдат-атеист считается потенциально неполноценным, если он при военно-психологическом тестировании не набрал достаточно баллов по шкале «духовности». Исследования показывают, что большинство американцев при вступлении в брак или голосовании отказываются или делают это неохотно, если перед ними безбожник. Другими словами, неверующие составляют меньшинство, которому на практике по-прежнему часто отказывают в праве занимать должность, несмотря на конституционный запрет на религиозное тестирование.
Редко осуждаемая мейнстримом, эта потрясающая антиатеистическая дискриминация поощряется христианским консерватизмом, приверженцы которого во всеуслышание и не всегда цивилизованно заявляют, что отсутствие благочестивой веры губительно для общества, провозглашая неверующих изначально подозрительными и гражданами второго сорта.
Является ли эта рефлекторная неприязнь к атеистам оправданной? Ничего подобного.
Все больше исследований в области социальных наук показывает, что атеисты и нерелигиозные люди в целом далеки от того сомнительного образа, которым многие наделяют их. По основным вопросам морали и человеческой порядочности, таким как применение пыток правительством, смертная казнь, побои детей в наказание, расизм, сексизм, гомофобия, антисемитизм, ухудшение окружающей среды или права человека — нерелигиозный, как правило, этичнее своих религиозных сверстников, особенно по сравнению с теми, кто считают себя очень религиозными.
Стоит учитывать, что на уровне общества статистика убийств гораздо ниже в таких светских странах, как Япония или Швеция, чем в гораздо более религиозных США, в которых также более значительная часть населения содержится в тюрьмах. И даже в этой стране штаты с самым высоким уровнем посещаемости церкви, такие как Луизиана и Миссисипи, имеют значительно более высокий уровень убийств, чем наименее религиозные штаты — Вермонт и Орегон.
По личностным качествам атеисты зачастую набирают высокие баллы в интеллекте, особенно в способности публично выступать и научной грамотности. Они, как правило, учат своих детей решать проблемы рационально, принимать решение самостоятельно, когда дело доходит до жизненно важных вопросов, и подчиняться золотому правилу. Они, скорее будут придерживаться безопасного секса, чем сильно религиозные, и имеют меньше шансов стать националистами или этноцентричными. Они ценят свободу мысли.
Хотя многие исследования показывают, что светские американцы проигрывают в сравнении с набожными, когда дело доходит до определенных показателей психического здоровья и субъективного благополучия, новые данные подтверждают, что отношения между атеизмом, теизмом и психическим здоровьем и благополучием носят сложный характер. В конце концов, Дания, одна из наименее религиозных стран в мировой истории, постоянно подтверждает статус самой счастливой страны. А изучение богоотступников — людей, которые были религиозными, но позже отошли от религии — выявило, что они стали себя чувствовать счастливее, лучше и свободнее, чем в прежней религиозной жизни.
Безбожие — это не воздушные шарики и мороженое. Некоторые исследования предполагают, что уровень самоубийств выше среди нерелигиозных. Но исследования, демонстрирующие, что религиозные американцы более обеспечены, могут ввести в заблуждение, потому что они включают в число неверующих тех, кто не посещает церковь, хотя они могут также верить в Бога, в то время как убежденные атеисты преуспевают в жизни так же, как и благочестивые верующие. По многим общепринятым показателям общественного успеха — уровню бедности, подростковой беременности, абортам, венерическим заболеваниям, ожирению, употреблению наркотиков и преступности, а также в экономике — высокий уровень светскости неизменно коррелирует с положительными результатами ведущих стран мира. Ни одна из передовых светских демократий не страдает от такого набора социальных бед, как здесь, в христианской Америке.
Более двух тысяч лет назад тот, кто написал четырнадцатый Псалом, утверждал, что атеисты глупы и коррумпированы, не в состоянии сделать ничего хорошего. Эти постулаты засели в сознании на века. Негативные стереотипы об атеистах никуда не делись. Но как и все стереотипы, они не являются истинными и, возможно, говорят нам больше о тех, кто их придерживается, чем тех, кому адресованы. Так что, когда Гленн Бек (Glenn Beck), Сара Пейлин (Sarah Palin), Билл О'Рейли (Bill O’Reilly), Ньют Джингрич (Newt Gingrich) и им подобные участвуют в политике разделения и разрушения, очерняя атеистов, они никак не соотносятся с реальностью.
Как и другие группы национальных меньшинств, атеисты переживает бурный рост. Несмотря на фанатизм, число неверующих американцев с 1960 года выросло в три раза в пропорциональном отношении к общему числу населения. Толерантность младшего поколения к бесконечным спорам о религии резко идет на убыль. Обследования, направленные на преодоление понятного нежелания признать атеизм, показали, что целых 60 миллионов американцев — пятая часть населения — неверующие. К нашим нерелигиозным соотечественникам необходимо относиться с таким же уважением, как и другим меньшинствам.
Грегори Пол — независимый исследователь в области социологии и эволюции.
Фил Цукерман — профессор социологии в колледже Pitzer, автор книги «Общество без Бога» (Society Without God).