В штате Теннесси официально разрешили критиковать эволюцию и другие "слабые научные теории"
В мае этого года СМИ сообщили о том, что в американском штате Теннесси приняли так называемый "обезьяний закон", разрешающий преподавание в общественных школах антиэволюционных теорий, в том числе и креационизма.
Штат "прославился" отстаиванием теорий, альтернативных научным, еще в 1925 году, в ходе так называемого "обезьяньего процесса", по которому проходил школьный учитель Джон Скоупс. Скоупса обвиняли в нарушении закона штата, а именно, Акта Батлера, который запрещал преподавателям общественных школ и университетов отрицать библейское учение о происхождении человека и преподавать теорию эволюции человека от низших форм животных.
Новый же закон направлен на то, чтобы "преподаватели общественных школ могли помочь учащимся в понимании, анализе, критике и объективной оценке научной обоснованности, а также слабости современных научных теорий", - цитирует документ Nature News. К спорным теориям креационисты отнесли собственно биологическую эволюцию, глобальное потепление, химическое происхождение жизни и клонирование человека. Законопроект прошел обе палаты контролируемого республиканцами конгресса штата и был направлен губернатору-республиканцу Уильяму Хэслему 29 марта. Поскольку губернатор никак на него не отреагировал, не подписал, но и не наложил вето, документ автоматически получил статус закона с 10 апреля.
Объясняя свою нечеткую позицию в письменном заявлении, Хэслем отмечает, что, по его мнению, "принятие этого закона вряд ли изменит естественно-научные стандарты обучения в школах или учебный план, которым руководствуются преподаватели".
Сторонники нового закона утверждают, что целью его введения является лишь стимулирование скепсиса и логического хода рассуждений. "Критическое мышление способствует развитию науки", - заявил ранее на слушаниях по законопроекту Робин Циммер, консультант в области биотехнологии, сотрудничающий с креационистским Центром за Веру и Международную науку в Ноксвилле.
Однако по мнению оппонентов истинное назначение этого и подобного документов в том, чтобы облегчить учителям привнесение в учебный процесс креационизма, отрицания климатических изменений и других антинаучных воззрений. Американская ассоциация содействия развитию науки и Национальная ассоциация учителей биологии, в составе которых более 4 тысяч жителей штата Теннеси (преимущественно ученых) также выступили против принятия "обезьяньего закона".
Еще до вступления закона в силу, пятого апреля они подали петицию, в которой просили губернатора наложить вето на законопроект. По мнению директора Национального центра научного образования в Окленде, Калифорния, Юджинии Скотт, "выполнение принятого в штате Теннеси закона необходимо будет тщательно отслеживать, поскольку он, несомненно, побудит и другие штаты встать на этот опасный путь".