СодержаниеFine HTMLPrinted versiontxt(Word,КПК)Lib.ru htmlА.Бежицын. Соль, потерявшая силу?

---------------------------------------------------------------
     © Copyright А.Бежицын
     From: ogogon@ogogon.org.ru
     Date: 16 Aug 2003
---------------------------------------------------------------

     А. БЕЖИЦЫН СОЛЬ, ПОТЕРЯВШАЯ СИЛУ? (О пагубности РПЦ для России)
     КАТАСТРОФА  И ЕЕ ИСТОКИ

     "Вы  -  соль земли. Если же соль
     потеряет силу, то чем сделаешь ее
     соленою? Она уже ни к чему
     негодна, как разве выбросить ее вон
     на попрание людям"

     (Мф 5:13)

     С одной  стороны, о Церкви сказано: "врата  ада не  одолеют ее" (Мф 16:18). Но с другой - есть и предупреждение: может она и "силу потерять", может быть и выброшенной  на попрание. Не это ли  случилось с Русской православной церковью?    Сегодня    мы   слышим:   "Православие   -   наше    все":    и самобытность-идентичность, и оправдание-смысл нашего бытия (государственного и  народного), и  цель-средство - словом, действительно "все", да и "русский народ весь в православии".
     Однако  пришел  наш  ХХ  век и  обошелся с русским  православием  очень невежливо, поставил под сомнение  все эти  постулаты, которые и не постулаты вовсе,  а обычные  проявления  мечтательности, любви  к  афоризмам-лозунгам. Действительность позволяет (даже заставляет)  усомниться в формулах-мантрах, которыми у нас пытаются заклясть действительность.
     Разумеется, верить в исключительную роль православия в России никому не возбраняется.  Такой взгляд  имеет  право  на  существование,  а  люди,  его придерживающиеся,  -   на   уважение.  При  соблюдении  некоторых  приличий, разумеется, что не очень получается. Однако не меньше  прав на существование и  уважение имеет и противоположный взгляд. Сомневающихся в том, что Господь Бог  и русский народ  так уж любят  наше  православие,  было немало  даже до Катастрофы 1917 года, а после нее их стало еще больше.
     Почему она произошла? Кто за нее  в  ответе? Очень многие полагают, что произошла она потому, что ее не сумела предотвратить РПЦ, а  не столь многие считают, что именно  она  вызвала Катастрофу и виновата в ней. И вина эта не снята. Бессмысленно делать вид будто после 1988 г.  воцарилось, как говаривал один богоборец, "бла-а-лепие, да и только!" Да, после прекращения гонений за веру  религиозная  ситуация  в  России  резко  изменилась.   Однако  Русская православная церковь легко и быстро из гонимой превратилась в  гонительницу. Сейчас  можно только восхвалять  и благодарить РПЦ - совсем как КПСС в эпоху безраздельного   господства  этой  нечестивой   партии.  Даже  постановления архиерейских соборов  стали изучать совсем как некогда постановления съездов - или труды товарища И.В. Сталина о языкознании.
     Полезно сосредоточиться  на  иных взглядах, чтобы не "повторилось  все, как встарь". Вера -  материя  тонкая,  лучше  избегать резких суждений,  тем более осуждений. А вот институция, именуемая Русской  православной церковью, учреждение  вполне  земное с доступной  исследованию историей,  документами, свидетельствами всякого рода, и потому суждения о  нем выносить можно и даже нужно.  Судьба этой  институции печальна, несмотря на нынешние  воинственные заявления.  Все-таки ни одна  церковь на  земле не переживала такого позора:
поднялся на нее  собственный  народ  и подверг неслыханным издевательствам и гонениям. И только  умственной  беспечностью, которую В.С. Соловьев  считал главным  проявлением  нашей  оригинальности,   можно  объяснить  безудержные восхваления  церкви, не выполнившей своего предназначения. За что и была она брошена "на попрание людям".

     Византийская мертвечинка

     Бесплодность   православия   в  качестве  государственной   веры   была продемонстрирована еще в Византии. Она совершенно бесславно пала под напором ислама  - и дала ему миллионы адептов.  Не так давно Ален Безансон напомнил, что арабов,  пустившихся на завоевания, было не так уж много, но входившие в состав  Византийской империи  страны  не  оказали  им  практически  никакого сопротивления и относительно  легко и быстро покорились им. Так что основной массив нынешних мусульман - это  потомки православных, не посчитавших нужным держаться своей веры. Вся Северная Африка, Сирия, Палестина и другие страны, некогда принадлежавшие христианству, были отданы исламу.
     Почему  это  произошло? Ответ  на  этот вопрос  дал  Владимир Соловьев. Православие уже в Византии стало "храмовой религией": верил человек только в храме,  а  выйдя из нее, мог спокойно  нарушать все заветы  Христа, никак не сообразуя  с  ними свою жизнь. Такая вера не имеет силы, она не  в состоянии быть путеводителем человека. "Византийцы полагали,  - писал В.С. Соловьев, -что для того, чтобы быть воистину христианином, достаточно соблюдать догму и священные  обряды православия,  ни мало  не заботясь  о  том, чтобы  придать политической  и  общественной  жизни  христианский   характер;  они  считали дозволенным  и похвальным замыкать  христианство  в храме, предоставляя  всю
общественность языческим началам" /1/.
     Языческие  начала определяли всю жизнь этой империи, как потом - нашей. Христианской стойкости не было, и потому "Египет  и Азия предпочли  арабское утверждение византийским  изворотам. Если  не принять в  соображение  долгой антихристианской работы Византии, то нельзя себе  представить  ничего  более удивительного, чем  быстрота и легкость мусульманского завоевания. Пяти  лет было  достаточно, чтобы свести к  археологическому существованию три больших патриархата  восточной  Церкви.  В   обращениях  там   не  было  надобности, достаточно было разорвать обветшавший покров" /2/. Произошло это потому, что "...византийство, которое в принципе было враждебно христианскому прогрессу,
которое желало  свести  всю  религию к раз навсегда совершившемуся  факту, к догматической  формуле  и  литургическому  обряду, -  это  антихристианство, скрытое  под личиной православия, неизбежно должно было в своем нравственном бессилии погибнуть под напором открытого и честного антихристианства Ислама"
/3/.
     Лживость  и лицемерие Византии  были отчетливо видны всем, в  том числе нашим предкам.  "Греки лживы и  до  наших  дней", -  отмечает  еще  "Повесть временных  лет". И все-таки  они взяли христианство из  этого  "отравленного источника", как говорили  некоторые  наши мыслители. Почему? Впечатлительные были.  "В обращении русского  народа, -  пишет православный священник, - как известно, великолепие византийского богослужения сыграло, пожалуй,  решающую роль. Речь идет лишь о том, что нередко  происходит  обращение не столько ко Христу,  сколько  к  богослужению,  особенно у  людей впечатлительных, легко ранимых. Происходит  определенное  "бегство  от  мира",  причем  не  к  сути христианства, а лишь к его форме" /4/.
     И  унаследовали  мы  от   византийских  патриархов,  всяких  "Фотиев  и Керуллариев"   (выражение  В.С.  Соловьева)  наряду  с  лжехристианством  и антихристианством  ненависть  к Европе, коей  по  сей  день  живем.  Это они передали ее  нам, как наследственную дурную болезнь. "Разлагаясь, умирая,  - писал В.В. Розанов, - Византия нашептала России все свои предсмертные ярости и стоны и завещала крепко их хранить России. Россия,  у  постели умирающего, очаровалась этими предсмертными  его вздохами,  приняла их нежно к  детскому
своему сердцу и дала клятвы умирающему - смертельной ненависти и к  племенам западным, более счастливым по исторической своей судьбе, и к самому корню их особого существования - принципу жизни, акции, деятельности" /5/.
     Европоненавистничество  Россия приняла  "нежно",  оно  помогло  усвоить заимствованную у  другой нашей mater  et magistra,  "матери и наставницы", у Орды, идею  военного  расширения как  raison d'etre нашего государства и как национальную идею.  А вот учение  Христа, по  слову того же Розанова, Россия воспринимает плохо: "она  слушает  полуоткрытым  ухом Его поучения,  притчи, заветы. Все  это она помнит, но  умом на этом не останавливается  /6/. У нас повторяется то,  что было в Византии, а там "...люди хотели только беречь  а не творить истину, и вся их общественная жизнь, лишенная религиозной задачи, представляла бесплодную  и бесцельную  игру  человеческих  страстей..." /7/. Такова и наша нынешняя жизнь, как, впрочем, и прошлая.
     Византия и ее  церковь  заслужили  свою судьбу, как говорил тот же В.С.Соловьев: "...если Восточная Церковь потеряла, в силу известных событий, то, что принадлежало ей в силу божественного права, то очевидно, что врата адовы одолели ее и что она, следовательно, не есть незыблемая  Церковь, основанная Христом" /8/. А задолго  до В.С.  Соловьева  Авраамий  Палицын  риторически вопрошал:  "Констянтин град не беззакониа ли ради и неправды  пленен бысть?" Ради: уж очень много было в Византии  беззакония и неправды.  И  не случайно П.Я  Чаадаев писал  о  "растленной Византии", "предмете глубокого презрения"всех /9/.
     Кольми паче...

(фрагмент) весь текст здесь

Отредактировано dragon (16-09-2007 19:40:26)