Екатеринбургский атеист продолжает в одиночку "воевать" с церковным бизнесом

http://lh4.ggpht.com/-zHCkVeinPhw/TzY-rNJFbgI/AAAAAAAAQkQ/29uLAutnac8/s1600/1328875219_dscn0917%25255B3%25255D.jpg

В Екатеринбурге одного убежденного атеиста сильно заинтересовала неограниченная торговля РПЦ драгметаллами. Разговоры о том, что данная деятельность епархии осуществляется на совершенно незаконных основаниях и больше напоминает схему по отмыванию денег, идут уже давно. Активисту же, перешедшему от слов к делу, удалось добиться первых успехов в своей идеологической борьбе – ряд нелегальных точек закрыт. Однако некоторые правоохранители продолжают упорствовать, призывая поверить в чистоту помыслов православных сановников.

Владимир Кадцын, офицер в отставке, в прошлом депутат Областного Совета, уже давно задался целью заставить служителей православного культа следовать букве закона. Например, в прошлом году ему удалось добиться прекращения продажи нелицензированного вина возле Храма-на-Крови. Именно тогда г-н Кадцын пообещал узнать, есть ли у церкви лицензия на осуществление торговли золотыми и серебряными украшениями. Как и в случае с вином, подозрения атеиста оказались небеспочвенными.

Владимир Кадцын посетил церковные ларьки с золотом в каждом из районов Екатеринбурга и выяснил, что ни в одном из них законной продажей даже и не пахло. Вопреки законодательству об особенностях реализации изделий из драгметаллов и драгоценных камней, в павильонах епархии не оказалось ни весов, ни кассового аппарата, ни книги отзывов, после покупки не выдавался товарный чек.
Убедившись в торговом беззаконии РПЦ, Кадцын разослал жалобы во все районные прокуратуры уральской столицы с требованием устранить выявленные нарушения или запретить епархии торговать золотом и серебром.

Кроме этого, он отметил, что необходимо рассмотреть и возможность привлечения продавцов в рясе к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Но, как отмечают эксперты, помимо этого "золотой" бизнес епархии можно заподозрить и в отмывании денег.

Однако, несмотря на очевидные нарушения, реакция правоохранителей оказалась неоднозначной. В этом случае больше удивляет то, что, столкнувшись с одной и той же проблемой, районные прокуратуры вынесли разные решения. Так, прокуроры Ленинского и Орджоникидзевского районов переадресовали заявления Владимира Кадцына в районные отделы полиции. В свою очередь, силовики отказали в возбуждении уголовного дела. Например, в Октябрьском районе решили не связываться, потому что, когда участковый пришел с проверкой, киоск был закрыт. Надзорное ведомство Октябрьского района переложило проблему на Управление Роспотребнадзора, которое, в свою очередь, также отправило заявление в полицию. В этом случае отличился Чкаловский район, посчитавший, что в церковной торговле нужно разбираться Инспекции пробирного надзора.

Тем не менее в трех прокуратурах решили сами разобраться по фактам, указанным в заявлениях. Однако два ведомства – Верх-Исетская и Кировская – после проверки не нашли в действиях епархии ничего противозаконного. Причем если в Верх-Исетской прокуратуре решили ограничиться стандартной сухой отпиской, то прокурор Кировского района проявил настоящий креатив. От старшего советника юстиции И.П. Абрамова пришло 4 страницы размышлений о месте и предназначении РПЦ на правовом поле государства.

– Прокурор откровенно пустился в демагогические умозаключения, не имеющие ничего общего с законодательством. Подозреваю, ему подготовили отписку, но он сам изъявил желание подписать, – иронизирует Владимир Кадцын. – Вот, например, он сообщает: "Законодательно вопрос соответствия религиозных предметов техническим требованиям и государственным стандартам не урегулирован. Отсутствует и судебная практика разрешения таких споров". Следуя этой логике, предприниматель может поставить возле бензоколонки часовню и продавать топливо без лицензии, так как поп из часовни его освятил.
Кроме того, говоря об опасности подделки ювелирных изделий, прокурор Абрамов поддержал церковь, которая предлагает оценивать качество реализуемых украшений на веру, так как они являются предметами религиозного назначения.

– Очень удобно, особенно когда продаешь цепочку за 20 тысяч рублей. Зачем какие-то документы и весы? Достаточно просто верить, что она золотая, – отметил Кадцын.

Тем временем прокурор Абрамов поспешил защитить церковников, ведь помимо них затея свободного сбыта золота приглянулась уже и бизнесменам, размещающим свои киоски прямо в храмах. Далеко ходить не надо, примером такого религиозно-коммерческого альянса может служить Храм-на-Крови. Лавочку, принадлежащую не РПЦ или ее представителю, а некоему ИП Моисейкину К.В., Кадцын обнаружил накануне.

Когда атеист стал вежливо интересоваться у продавца киоска о наличии весов, кассового аппарата и бланков товарных чеков, женщина без раздумий вызвала охрану. Подошедшему чоповцу она заявила, что Кадцык ее домогался. В свою очередь атеист предложил продолжить разбирательство в присутствии полиции, которая запротоколирует конфликт, а заодно и факт незаконной продажи золота в центральном храме города. После чего, по признанию Владимира Кадцына, его чуть ли не пинками насильно спровадили за врата.
– Вот для чего бывший митрополит Викентий собирался построить 300 церквей. Сколько же ИП в них можно было бы приютить! – замечает атеист.

Справедливости ради нужно отметить, что Владимиру Кадцыну все-таки удалось подорвать бизнес епархии. Его стараниями церковь лишилась возможности продавать золото в Железнодорожном районе, где прокуратура оказалась прозорливее остальных.

После проведенной проверки киоска на станции метро "Уральская" было установлено, что Ново-Тихвинский женский монастырь не встал на учет, обязательный для всех организаций, осуществляющих операции с драгметаллами. Кроме того, Владимиру Кадцыну сообщили, что все заявленные им ранее факты нарушений нашли свое подтверждение.

По результатам проверки в адрес митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в конце прошлого года прокуратура направила представление об устранении нарушений. Сейчас на станции метро "Уральская" в киосках РПЦ ювелирной продукцией торговать перестали. Нужно отметить, что, несмотря на право обжалования прокурорского постановления, церковники не стали спорить, а без лишнего шума прикрыли бизнес.

– Позиция РПЦ, имеющей меткое прозвище "ЗАО "РПЦ", неизменна всегда: "Мы отделены от государства, значит наша деятельность не регулируется законами этого государства", – пояснил адвокат Иван Кадочников. – К моему глубочайшему сожалению, такой же позиции наши священники придерживаются при осуществлении предпринимательской деятельности. До сих пор юристы нашей области помнят скандал с церковным алкоголем, когда в период "войны" с Молдавией местные священники были замечены в нелицензионной торговле молдавским вином. Все помнят позицию РПЦ, когда основанием для неуплаты платежей в пенсионный фонд по Сысертскому фарфоровому заводу было утверждение, что работникам "бог воздаст".

Тем временем Владимир Кадцын решил не ограничиваться Екатеринбургом и продолжил свою идеологическую войну в Москве. В этом году атеист уже посетил ряд столичных церквей и храмов. И по признанию активиста, продажа золота в них ничем не отличается от беззаконий в Екатеринбурге. Тем временем на стол прокурору Москвы уже легла жалоба от свердловского атеиста. Что перевесит на чаше весов столичного правоохранителя – религия или закон, пока остается только гадать.

Ксения Постовалова
"ВЕЧЕРНИЕ ВЕДОМОСТИ", 10 февраля 2012 г.