Лютеранская церковь в Швеции медленно, но верно умирает
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм
«Пора взрывать церкви!» – с таким призывом к шведам обратился не наследник советских богоборцев 1930-х годов, а... отставной настоятель Домского собора Скары Ханс Берье Хаммар, брат бывшего архиепископа шведской церкви – человек в церковных кругах этой страны крайне влиятельный и популярный. Его открытое письмо к соотечественникам мгновенно подняло волну дебатов на тему будущего одного из старейших институтов страны.
Швеция уже в течение нескольких лет держит первенство в Европе как наименее религиозное государство Старого Света. Согласно опросам, более 80% шведов считают себя неверующими, что соответственно сказывается на церковных доходах. Атеисты не состоят в общинах и не платят «божий» налог. Еще 11 лет назад падение числа прихожан не особенно волновало шведскую лютеранскую церковь, поскольку она была частью государства, и каждый гражданин страны автоматически отчислял свою налоговую «церковную десятину». Все изменилось в 2000 году, когда церковь была отделена от государства, и люди смогли сами выбирать, останутся ли они в лоне лютеранства или отправятся в автономное духовное плавание. Сотни тысяч выбрали последнее.
«Я изучил статистику, и она меня ужаснула, – говорит Ханс Берье Хаммар. – Начиная с 2000 года лоно церкви покинули более полумиллиона человек (население Швеции – 10 млн.). Еще хуже обстоят дела с молодым поколением. Обряд конфирмации в 70-е годы прошлого века проходили ежегодно 80 тыс. детей. Сегодня их число снизилось до 35 тыс. Прихожан все меньше и меньше, соответственно падают наши доходы, нам просто не на что содержать 3384 храма, имеющихся в стране. Выхода всего три – взрывать церкви, заполнять их людьми или превращать в пиццерии и производственные цеха». В 2000 году, когда состоялся «развод» церкви и государства, власти приняли на себя обязательство ежегодно выплачивать порядка 50 млн. евро на содержание храмов, имеющих культурно-историческое значение. Как правило, это здания, построенные до 1940 года. Однако, как признаются церковные иерархи, этих средств катастрофически не хватает. Сотни церквей стоят пустыми круглый год, а значит, автоматически растут расходы на их эксплуатацию. Атакуют плесень, сырость, вандалы и воры. Каждый год газеты пишут о десятках случаев ограблений опустевших храмов. Исчезают бесценные средневековые скульптуры, церковная утварь и даже... целые крыши, покрытые дорогостоящей медью. В этом году полиция зарегистрировала 42 таких ограбления. «В основном остаются без крыш сельские храмы, не посещаемые прихожанами», – говорит представитель церковной страховой компании Патрик Ульссон. Как он утверждает, ограблений куда больше, чем зафиксировано. Застрахованы только 60% храмов, кроме того, часто по разным причинам в полицию не заявляют. Каждое преступление в среднем обходится в десяток тысяч евро, но гигантские счета появляются потом. Ведь оголенная крыша приводит к повреждению здания, уничтожаются бесценные настенные росписи, появляются плесень и грибок.
Представители либерального крыла шведской церкви утверждают, что нашли выход из положения. Людей нужно привлекать в храм не только возможностью общения с Богом, но и целым комплексом вполне мирских услуг. «Популярная тенденция, распространяющаяся по приходам, – это излечение в церкви не только души, но и тела. Сегодня мы многое берем от других культур и народов», – утверждает апологет нового пути выживания церкви Аника Борг, пастор и доктор теологии. В качестве помощников священники стали привлекать психотерапевтов, специалистов по лечебной гимнастике, инструкторов китайской медицины. Если прежде тело считалось вместилищем грехов, и проповедники призывали паству укрощать бренную плоть молитвой и грехом, то сейчас их взгляды под влиянием экономических проблем радикальным образом изменились. «Тело столь же священно, как и душа, ведь это божье создание, которое нужно холить и лелеять», – внушают пасторы прихожанам. Вот уже несколько лет многие шведские церкви действуют как своеобразные спа-салоны, предлагая посетителям массажи разных направлений, водные процедуры и очищающие напитки. Жесткие скамьи, на которых прежде надлежало сидеть выпрямившись струной и внимать проповеди, также преобразились. Кое-где появились мягкие диваны, где можно удобно прилечь и, укрывшись пледом и попивая китайский зеленый чай, вполуха слушать священника. Как сообщает газета Svenska Dagbadet, особенной популярностью у прихожан пользуются курсы китайского искусства «развития энергии и внутренней силы, а также тренировки сознания», открывшиеся в 15 храмах. Инструкторы учат прихожан медитировать, налаживать связь своего ци с небесным и земным ци, соединяя эти энергии в области нижнего таза. Другие группы посетителей занимаются в кружках Тай Чи, овладевая искусством медленных движений, укрепляющим духовные и телесные силы.
Для консерваторов, считающих неуместным внедрение восточной философии в бастионы христианства, церковь предлагает «доморощенные» методы телесного совершенствования – от специальных северных диет до ходьбы с палками. Вторая часть внедряемого шведской церковью в жизнь девиза «Чтобы тело и душа были молоды» также стала трактоваться в современном духе. «Беспроводная связь. Молитвы бесплатно. Устойчивое соединение. Молись где, когда и как хочешь. Свободная техническая поддержка во всех приходах», – рекламные объявления с такими текстами, развешанные в общественном транспорте и на автобусных остановках, зазывают «отколовшихся» в храмы. Им обещают молитвы на все случаи жизни – будь то избавление от запора или помощь Господа в бизнесе. «Церковь переживает трудные времена, но она выйдет из них с честью, если научится шире смотреть на окружающий мир и будет приспосабливаться к новым реалиям», – призывает консерваторов последовать примеру «обновленцев» пастор Аника Борг.