Порошенко подписал закон, освобождающий церковь от уплаты налогов
Президент Украины Петр Порошенко подписал закон №5050 об освобождении от налогообложения благотворительной деятельности, которая осуществляется религиозными организациями, – сообщает сайт Hubs.ua со ссылкой на пресс-службу президента.
Президент подчеркнул значимость церкви на фронте. «Какую огромную помощь вы им предоставляете, в первую очередь – молитвой, словом божьим, уникальной деятельностью капелланов… Уверен, что сегодняшний закон, который я подписываю, будет лишь способствовать вашей деятельности», – заявил он.
Напомним, что 10 октября 2016 года Верховная Рада Украины приняла закон №5050 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Изменения касаются уточнения отдельных налоговых положений для неприбыльных организаций, в частности, освобождения религиозных общин от уплаты налогов и избавления их от необходимости вносить соответствующие изменения в уставную документацию.
Одним из важных моментов нового документа является пункт, позволяющий религиозным организациям перераспределять и аккумулировать доходы, предназначенные для благотворительной деятельности (в том числе гуманитарной помощи). Ранее религиозные сообщества были обязаны использовать средства, поступающие от прихожан и благотворителей, исключительно для обеспечения уставной деятельности. Но теперь новый закон снимает многие ограничения для представителей различных культов.
«Государство освободило от налогов религиозные организации, ведь храм, с точки зрения державы, можно сравнить с общественным кабинетом психолога. А благодаря новому закону церкви смогут более масштабно помогать прихожанам и нуждающимся», – говорит епископ УПЦ КП Евстратий.
Отметим, что по данным Министерства культуры, обнародованным в конце 2015 года, в Украине действовало 35317 религиозных организаций, включая 989 религиозных общин без статуса юридического лица. Помимо этого, в Украине зарегистрировано 87 религиозных центров и 292 религиозных управления (епархии, диецезии и т.д.), представляющих более 50 различных конфессий.
«Предоставив налоговые выгоды религиозным организациям, правительство оказало им прямую поддержку, нарушив баланс между конституционным разделением государства и религии. Если верующим предоставляются налоговые преференции, то они должны предоставляться и тем, кто далек от религии», – считает глава исследовательского отдела Киевского международного института социологии (КМИС) Артем Мирошниченко.
В качестве примера эксперты привели ситуацию со светскими благотворительными фондами и объединениями. Они, в частности, должны отчитываться о своих доходах и финансовой структуре перед налоговой, тогда как церкви и религиозные сообщества, получается, неподотчетны государству.
«В таких европейских странах, как Германия, Австрия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Италия и Швейцария вопрос церковного налогообложения уже давно решен. В этих странах граждане участвуют в государственной системе финансирования религиозных объединений через сбор специального налога. Церковный налог платят все граждане, относящие себя к какой-либо конфессии. Неплательщики верующими не считаются, к таинствам и обрядам не допускаются, что абсолютно логично: не заплатил за услугу – не можешь ею воспользоваться. Веруешь – содержи свою церковь. Не хочешь платить – предоставь официальное заявление о выходе из конфессии с копией в налоговые органы», – рассказывает старший юрист ЮК Prove Group Антон Каганец.
Эксперты напоминают, что налоги являются главным источником дохода государства. Поэтому в случае с Украиной, чья экономика находится в плачевном состоянии и сохраняет более-менее стабильное положение за счет помощи от международных спонсоров, отказываться от прибыли, поступающей от церквей – это, как минимум, не разумно. Тем более, что в прошлом году религиозные организации, помимо налога на землю, были также избавлены от налога на недвижимость (согласно закону №420-19).
В то же время напомним, что церковь уже давно не является бюро добрых услуг. Все ритуальные действия имеют свою цену. Священники объясняют это необходимостью, поскольку за счет поступающих средств церковь может осуществлять оплату коммунальных услуг, содержание штата и т.д.
«Храм сам беспокоится о том, на что он будет жить между праздниками, в которые люди и жертвуют больше всего. Но содержать церковь нужно ежедневно. А ведь есть еще расходы на содержание священников. Но стоимость ритуальных услуг – не то же самое, что цена в магазине. Если у человека нет денег на отпевание покойника или крещение ребенка, то ему все равно не откажут», – замечает епископ Евстратий.
С другой стороны, церковный бизнес уже давно вышел из образа каноничного «свечного заводика», обеспечивающего поточные храмовые нужды. Церковные предприятия (разных конфессий) ведут активную торговлю и предоставляют платные услуги, никак не связанные с уставной деятельностью: они производят продукты питания, печатают книги и производят ряд сопутствующих товаров, занимаются гостиничным бизнесом. Например, только в столице (помимо различных церковных рестораций и трапезных) действует как минимум 10 гостиниц при церквях, стоимость ночлега в которых разнится от 25 грн в сутки за хостел и до 1 тыс. грн за номер «люкс» в гостинице.
Правда, на официальных сайтах мест проживания паломников цены на услуги найти тяжело. Поскольку все платежи проходят как «пожертвования».
В том числе, по информации Всеукраинской газеты «Вести» практические все конфессии уже давно зарабатывают тем, что за десятину помогают различным субъектам бизнеса скрывать финансовые операции и, в частности, освобождать эти операции от налогов.
Ну а учитывая, что по Конституции Украина является светским государством и религиозные организации отделены от него, совершенно становятся непонятными такие нововведения в законодательство страны.
«К сожалению, приходится констатировать тот факт, что государство и церковь обоюдно заинтересованы в совместном укреплении своего финансового обогащения за счёт доверчивого народа. Пора уже понять это простым людям и не позволять впредь бандитам и шарлатанам залазить в карман трудовому народу!» – написал активист атеистического Общества «Разум» Максим Светляченко.