Атеизм – «неуважение к предкам»?
Одна дама, ревностная адептка православия, высказала такой аргумент в защиту религии: если вы не верите в бога – вы тем самым оскорбляете наших предков, которые в него верили.
Это обвинение очень характерно. И до семнадцатого года, и после него враги пролетарской революции, злобствуя против коммунистов, ставили им в вину атеизм – то, что коммунисты стояли на твёрдых материалистических позициях, боролись с религиозным дурманом и разоблачали классовую суть религии, которая всегда служила эксплуататорским классам.
Охранители царского самодержавия до семнадцатого года и контрреволюционеры-белоэмигранты после семнадцатого заявляли примерно так, как эта дама: «Большевики не верят в бога – стало быть, они оскорбляют наших предков, которые в него верили. Стало быть – они отрекаются от их культурного наследия, рвут преемственность традиций, уводят Россию с ее исконного исторического пути».
Поэтому мы будем отвечать не одной этой даме, а всем идеологам буржуазного класса, твердящим, что атеизм есть «предательство традиций и оскорбление предков», «разрыв преемственности», «отход от исконного исторического пути России» и пр.
Итак, эти господа заявляют: если вы не верите в бога – вы тем самым оскорбляете наших предков, которые в него верили.
Не нужно быть большим мастером диалектики, чтобы понять грубую абсурдность и смехотворность такого утверждения. Это равносильно тому, чтобы сказать: если вы стираете в автоматической стиральной машине – вы тем самым оскорбляете наших предков, которые стирали в корыте. Или: если вы делаете прививки, вы тем самым оскорбляете наших предков, которые не знали вакцинации и умирали от оспы. Во всех этих трёх случаях потомки обвиняются в предательстве предков за то, что не подражают им в таких их воззрениях и таком их образе жизни, который был обусловлен их (предков) более низким уровнем развития.
По поводу уважения к предкам нужно сказать следующее. Уважаем ли мы, коммунисты, наших предков, чтим ли мы их опыт? Безусловно, да. И именно в силу того, что мы диалектики и рассматриваем жизненные явления в их развитии и взаимосвязи. Именно в силу этого мы понимаем: каждое человеческое поколение может жить, развиваться и идти вперёд только потому, что до него жили, работали, боролись и искали, вносили свой вклад в копилку человеческого опыта все прежде бывшие поколения. Если бы не было опыта предков, их вклада в развитие, потомки не могли бы двигаться дальше, если бы не было физического существования предков, не было бы и физического существования потомков.
И мы уважаем наших предков – в смысле, что вполне признаём их заслуги в этом отношении, признаём невозможность нашего развития без их опыта.
Но уважать предков совсем не означает разделять их заблуждения.
Дама, о которой выше шла речь, считает так: наши предки верили, что бог слепил человека из глины, что женщину вырезали из ребра, что женщина может забеременеть от слова, что мёртвый человек, пролежавший три дня в гробу, может ожить или, что кусочки чьих-то костей могут исцелять от болезней.
Значит – и мы должны во всё это верить, иначе мы не уважаем предков.
Хорошо, но до принятия христианства наши предки-славяне были язычниками. Они верили, например, что молнии – это стрелы бога Перуна. Может быть, и мы из уважения к ним должны в это верить? Они считали, что солнце – это бог Ярила. Может быть, мы, чтобы доказать своё почтение к предкам, тоже должны так считать? Но вряд ли у нас это получится. Даже если мы захотим этого, даже если будем очень стараться. Развитие науки и техники никуда не денешь. В наше время каждый школьник знает, что солнце – это небесное тело, а молния – разряд электричества в атмосфере. В лучшем случае мы можем притвориться, что верим, разыграть что-то вроде фольклорного спектакля, как это делают наши новоязычники. Они надевают вышитые рубахи, пляшут вокруг костра – и пытаются убедить себя и других, что верят в Перуна и Ярилу.
Впрочем, дама, о которой идет речь, как православная, с неодобрением относится к языческим верованиям, считает их тёмными и нелепыми предрассудками. Она знает, что земля круглая и вращается вокруг солнца, и что солнце есть звезда, а молния – разряд электрического тока. Но при этом она почему-то не понимает, что её собственные верования так же темны и нелепы, так же порождены невежеством и так же не имеют ничего общего с действительностью, как и верования древних язычников.
Верить в какого-то бога, который слепил из глины человечка, потом дунул на него и оживил, – ведь это ничем не отличается от того, чтобы верить в бога, который, гневаясь, кидает с неба свои огненные стрелы. И то, и другое выдумка. Верить в то, что женщину выстрогали из ребра или, что женщина может забеременеть от слова, – в наше время так же смешно и наивно, как верить в то, что земля стоит на трёх китах, а звёзды приколочены к небу. Вера в крестики и кусочки костей, которые могут исцелить и защитить от бед, – то же самое, что вера дикарей в амулеты. А вера в то, что ешь плоть и кровь своего бога и таким образом к нему причащаешься, – очень смахивает на убеждённость каннибалов, которые, пожирая тело своего врага, считали, что тем самым они получают его силу, ум и удачливость.
Наш древний предок – язычник, населяющий леса, луга и поля плодами своей фантазии – русалками, ведьмами, лешими, богами, которые мечут с неба молнии или катаются по облакам на колеснице, – искажал картину мира не больше, чем современный православный, который верит в крылатых существ – ангелов и чертей, в то, что когда-то один из этих крылатых ангелов прилетел к девушке и возвестил ей о рождении ею сына и она от этих слов забеременела. А ещё раньше к другой девушке приполз чёрт в образе говорящей змеи и соблазнил её яблоком. С тою лишь разницей, что тысячу лет назад наши предки не знали азов физики, химии, астрономии и биологии, не имели ни ракет, ни компьютеров, ни сотовых телефонов, а современный православный всё это знает и всем этим пользуется, нередко даже имеет высшее образование.
Смеяться над нашими предками за то, что они были такими, какими они были, презирать славянина-язычника за то, что верил в Перуна, или издеваться над русским человеком допетровской Руси, что он шагу не мог ступить без молитвы, – глупо, нечестно и подло.
Но так же глупо и смешно требовать от нас, чтобы мы теперь, на нашем уровне развития науки, верили в то, во что верили они, – под предлогом уважения к предкам и сохранения традиций. С тем же успехом и с таким же правом можно потребовать, чтобы мы из уважения к предкам вернулись из благоустроенных домов в курные избы и землянки, чтобы из автомобиля пересели обратно в телегу, а пахать стали плугом или сохой.
Однако, как мы видим, это глупое и нелепое обвинение используется нашими врагами, контрреволюционным классом буржуазии, чтобы очернять коммунистов и препятствовать борьбе рабочего класса за социализм. Свою ненависть к социализму и свою борьбу с ним контрреволюционеры оправдывают нашим материализмом. Они говорят так: коммунисты хотят сотворить нечто неслыханное! Да, до сих пор менялся общественный строй, формы управления, менялась и религия. Но человек всегда верил в бога, всегда исповедовал какую-нибудь религию. Коммунисты же отрицают любую религию, не верят ни в какого бога и ни в каких богов! Это ужасно, преступно и неслыханно, это измена предкам и предательство традиций! А мы чтим предков и верны традициям и поэтому боремся против безбожников-коммунистов.
Идеологи паразитического класса на самом деле имеют одну-единственную цель – помочь своему классу удержать власть над угнетёнными, удержать в руках собственность и возможность жить за чужой счёт. Но благодаря этому аргументу они получают возможность придать себе благородный вид, оправдать свои действия высшими мотивами: мы, мол, не за свою власть и не за свою собственность боремся, не за то, чтобы сохранить эксплуатацию и чтобы и дальше жить на шее трудового народа, – а защищаем традиции, преемственность, наследие предков.
Этой демагогией им часто удавалось обмануть наиболее отсталые слои мелкой буржуазии и рабочего класса и сделать их своим орудием в борьбе с революцией. Обманутые представители народных масс служили целям контрреволюции – думая, что защищают веру и традиции, они на самом деле помогали эксплуататорам сохранить существующий строй, удержать в руках собственность и привилегии.
Однако в одном представители буржуазии правы. Да, действительно, при всех прежних переменах существующего строя религия меняла свою форму, но вера в богов и загробный мир оставалась. А мы отрицаем всякую и любую религию и боремся за построение нового человеческого общества – коммунистического, в котором вообще не будет места религии.
Почему так?
Потому что религия есть атрибут классового общества. Назначение религии прежде всего – служить интересам класса эксплуататоров, помогать им сохранить своё господство, склонять угнетённых к повиновению, удерживать их от борьбы. Религия нужна паразитическому классу общества, им насаждается и поддерживается.
До сих пор все сменявшие друг друга общества (кроме первобытного коммунизма) – были классовыми. Когда сменялся рабовладельческий строй феодальным, а феодализм – капитализмом – на смену одному классовому обществу приходило другое, один эксплуататорский класс вставал на место другого, одна форма эксплуатации уступала место другой. И каждый новый эксплуататорский класс нуждался в своём главном орудии для оболванивания масс и удержания их в повиновении – в религии. И каждый новый господствующий класс, утвердив своё господство, менял много или мало религию, приспосабливая её к своим потребностям, – но никто из них не отказывался от неё, справедливо видя в ней свою главную опору в борьбе против угнетённых.
Однако рабочий класс стремится построить новое общество без эксплуатации. В этом обществе не будет паразитических классов, которым нужна религия, чтобы дурачить угнетенных сказками о загробном мире и проповедью смирения. А значит, религия становится излишней.
Именно поэтому мы говорим, что в новом коммунистическом обществе, где не будет эксплуатации и эксплуататорских классов, – нет места религии. Именно поэтому на протяжении истории при переходе от одного классового общества к другому религия менялась, но не исчезала, а при переходе от капитализма к коммунизму, при построении бесклассового общества, – религии предстоит отмереть полностью.
И именно это вызывает такую злобу у идеологов буржуазного строя и апологетов частной собственности и эксплуатации – то, что коммунисты борются за создание нового, бесклассового общества, где не будет возможности эксплуатировать и грабить. То, что мы хотим уничтожить нынешний несправедливый строй, где они так уютно, сытно и удобно расположились, прикарманив общенародную собственность советского народа, накупив дворцов и яхт, обеспечив себе привольную жизнь паразитов.
И своё нежелание всего этого лишиться, своё стремление сохранить наворованное, удержать собственность и власть они подают как уважение к традициям, как почитание предков и как борьбу с безбожниками-коммунистами.
Оксана Снегирь