Новогоднее размышление
Иисус Христос и Дед Мороз
Приближаются новогодние праздники, которые по традиции завершаются в России Рождеством. Если в церемонии встречи Нового года особую роль играет символическая фигура Деда Мороза, то в праздновании Рождества центральное место принадлежит личности богомладенца Иисуса Христа. Что сближает эти два персонажа? Мифологичность и загадочность. О них известно многое, но достоверных сведений очень мало. Учёные установили, что Дед Мороз изначально был персонажем мифологии восточных славян, являясь духом зимы, зимнего леса, где он обитал. Как и других духов, его полагалось задабривать и угождать. Отсюда обычай торжественной встречи Деда с весельем и угощением. Если он бывал доволен встречей, то одаривал людей своими подарками из мешка и покровительствовал им в течение всей зимы. Деда Мороза сопровождала Снегурочка, женское зимнее божество, которому тоже следовало угождать. Постепенно оба мифологических персонажа превращались в образы зимней сказки, тесно связанные с Новым годом.
Христианская церковь на Руси долгое время пыталась запрещать церемонию зимнего веселья с Дедом Морозом и Снегурочкой, так как они были явными пережитками языческой старины. Но русские люди привыкли к ним и крепко держались старинных обычаев. При этом они не чувствовали противоречия между христианской и древней славянской мифологией. Такое смешение верований очень характерно для народного сознания. "Чистого" христианства нигде и никогда не было, развитие этой религии всегда было связано с сохранением более старых религиозных верований.
Праздник в честь рождения Христа тоже мифологичен. В Евангелии о нём ничего не говорится. Этот праздник придуман и введён в народную жизнь только после того, как христианство стало господствующей религий в Римской империи. В его основе лежит традиция празднования рождения богов, распространённая среди многих народов. Особенность христианского рождества в том, что бог явился в мир в человеческом облике, это должно было сблизить новую религию с народной жизнью. В этом же причина сохранения праздника Рождества до настоящего времени, даже в странах с массовой секулярностью (безрелигиозностью). Например, Рождество традиционно широко отмечают во Франции, Нидерландах и Швеции, где уровень религиозности общества очень низок. В России тоже к личности Христа относятся неоднозначно. Особого фанатизма в поклонении ему сейчас не наблюдается, за исключением некоторых сект. В православии более распространены культы святых, чьи мощи служат объектами поклонения (например, культы Сергия Радонежского и Матроны Московской). В последнее время среди них выделяется культ князя Владимира Киевского, Крестителя Руси. Младенец Христос выступает для многих как персонаж детской сказки. Не случайно, становится обычаем в детских учреждениях устраивать рождественские утренники с изготовлением открыток и фигурок маленького Иисуса. Но попытки официального возрождения культа Христа в нашей стране пока не удаются. Поскольку эпоха мифологического сознания явно уходит, уступая место прагматизму и рациональности современного общества. Так что образы Деда Мороза и Иисуса Христа становятся похожими в своей архаичной сказочности. Со временем они займут своё место в историческом музее и будут напоминать о минувшей эпохе, когда сознание людей в основном определялось системой мифов и легенд о богах.
Аркадий Саратовский