М. Ю. Лермонтов
15 октября 1814 года - родился русский поэт, прозаик, драматург и борец с религией Михаил Лермонтов.


http://s7.uploads.ru/t/bkTiv.jpg

Мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, – писал о Лермонтове В. Г. Белинский, – поэта, в котором выра­зился исторический момент русского общества».

30-е годы XIX века. Россией правит Николай I. Рево­люционеры-декабристы в далекой сибирской ссылке, многих из них уже нет в живых. Подозрительные нахо­дятся под наблюдением полиции. Народ страдает в око­вах крепостничества. Всякое свободолюбивое выступле­ние жестоко преследуется. За одно смело сказанное сло­во грозит ссылка или тюрьма. Но «деятельность, скры­тая снаружи, – писал Александр Герцен, – закипала, таясь внутри». Выражением этой деятельности и яви­лось творчество великого русского поэта Лермонтова, в котором воссоздается та суровая эпоха.

Лермонтов отразил передовые стремления своей эпо­хи в пламенных, гневных, разящих стихах.

Значительное место в творчестве поэта занимают бо­гоборческие и антиклерикальные мотивы. Очень чувстви­тельный ко всему, что сковывает человеческую свободу, оскорбляет достоинство человека, Лермонтов еще в сво­их юношеских драмах, поэмах и стихах восстает против крепостничества, против духовного гнета религии. Анти­клерикальная драма «Испанцы» (1830 г.) – яркий про­тест против сословного, национального и религиозного неравенства. Герой драмы Фернандо проклинает алчных и высокомерных дворян, лицемеров в сутанах, которые, прикрываясь именем бога, издеваются над честными, благородными людьми. И хотя время действия трагедии относилось к XVI в. и события происходили в другой стране, идеи драмы были весьма злободневны для Рос­сии того времени.

Один из героев другой драмы Лермонтова – «Люди и страсти» говорит о боге: «Но если он точно всеведущ, зачем не препятствует ужасному преступлению… где его воля, когда по моему хотенью я могу умирать или жить?..» В этом вопросе заложено сомнение и неверие самого Лермонтова, который видел несправедливость окружающей его русской действительности, видел, что чаще вознагражденным оказывается зло, а не добро.

С начала 30-х годов XIX в. богоборческие тенденции у Лермонтова становятся все заметнее. Владимир Арбе­нин в драме «Странный человек» (1831 г.) бросает вы­зов богу и порывает с ним. Вызов небу звучит в таких произведениях, как «Измаил-Бей» (1832 г.), «Боярин Орша» (1835-1836 гг.), «Мцыри» (1840 г.) и, наконец, «Демон» (1841 г.).

Белинский справедливо отмечал, что «гордая вражда с небом» – одна из характернейших черт поэзии Лер­монтова.

Еще в раннем стихотворении «Земля и небо» (1831 г.) Лермонтов определил свое отношение к живой жизни и потустороннему миру:

Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.

Ту же мысль он вкладывает в уста мертвеца через десять лет в стихотворении «Любовь мертвеца» (1841 г.):

Что мне сиянье божьей власти
И рай святой.
Я перенес земные страсти
Туда с собой.

Воюя с небом, Лермонтов вместе с тем противопо­ставляет ему земную жизнь, земные страсти, настоящих, сильных людей, ищущих справедливости, стремящихся к свободе. Корсары, разбойники, восставшие рабы, черке­сы – эти герои Лермонтова являются людьми из плоти и крови, выступающими за земное счастье, против монас­тырского аскетизма, против ханжества, лицемерия и ре­лигиозной морали.

Наибольшей силы протест против феодально-патри­архального религиозного мировоззрения, против крепост­нического гнета достигает в поэмах «Мцыри» (1840 г.) и «Демон» (1841 г.). Современники Лермонтова воспри­нимали монологи Демона как призыв к борьбе против гнусного устройства общества, а в бунте грешного анге­ла против небесного владыки видели отражение обще­ственного протеста против земного царя, против религии и ее служителей.

Творчество Лермонтова – пример служения своему народу оружием слова. Он видел назначение поэзии во вдохновении народа на подвиги, в защите прогрессив­ных идей.

Темы свободы, родины, поэта, человеческих судеб сильно и философски глубоко решаются Лермонтовым. Реализм и гражданский пафос творчества Лермонто­ва – то, за что преследовало его царское правительст­во, – смогли через 100 с лишним лет донести до нас кар­тину русской жизни и характеров эпохи 30-х годов XIX в., а в его смелой богоборческой поэзии многие по­коления русских людей нашли призыв к борьбе за зем­ное счастье здесь, на земле.

Источник