Дени Дидро
http://s2.uploads.ru/t/dmtjG.jpg

5 октября 1713 года - родился французский писатель, философ-просветитель, материалист Дени Дидро.


Из Дидро хотели сделать богослова, а он стал одним из самых замечательных деятелей французского Про­свещения, одним из наиболее последовательных идеоло­гов революционной буржуазии Франции XVIII в., сме­лым борцом с религией и церковью.

С восьми лет Дидро воспитывался в иезуитском кол­леже родного городка Лангр. Через семь лет отец Дидро отправил сына в Париж в католический коллеж Д’Аркур. Дидро окончил коллеж, однако, несмотря на настойчивые требования отца, от духовной карьеры от­казался. В 1732 г. в Парижском университете он получил степень магистра искусств.

Под влиянием идей английского материализма (Бэко­на, Локка, Гоббса) и особенно Вольтера он порывает с католической верой, постепенно усваивает материалисти­ческие взгляды. В своем первом зрелом произведении – «Философских мыслях» (1746 г.) Дидро отвергает като­личество, как и любую другую религию откровения, но еще признает религию «естественную» – деизм. Деисты, как известно, считают, что бог, создав мир и его зако­ны, затем уже не вмешивается в дела мира.

Если деистическая точка зрения, как полагает в это время Дидро, может быть оправдана разумом, то ника­кой разум не может оправдать веры в сверхъестествен­ное. «Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу», – говорит философ в «Прибавлениях к философским мыс­лям…» Вместе с верой непокорный разум отбрасывает и церковную догматику, и выдумки о чудесах. С непод­ражаемым остроумием высмеивает Дидро христианские сказки вроде мифа о непорочном зачатии Христа девой Марией, на которую якобы снизошел святой дух в виде голубя. «Философские мысли» были сожжены по реше­нию Парижского парламента в 1746 г.

В 1749 г. Дидро под влиянием глубокого изучения науки и социальной жизни отбрасывает и деизм. В работе «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749 г.) Дидро уже полностью освободился от идеи бога и пере­шел на позиции материализма, получившего у него наи­более глубокую разработку по сравнению с другими французскими мыслителями XVIII в. В том же 1749 г. философ, этот «мастер богохульствовать против Иису­са Христа и девы Марии», был арестован и заключен в Венсенский замок.

После освобождения из тюрьмы Дидро весь ушел в работу по изданию «Энциклопедии наук, искусств и ре­месел», мысль о которой возникла у него еще в 1745 г. По словам одного из биографов Дидро, «Энциклопедия» была не только протестом против старой теории (т. е. ре­лигиозной идеологии), но и протестом против старой организации общества. Энциклопедисты подвергли кри­тике и религиозную нетерпимость, и фанатизм, и фео­дальные нравы, порядки и учреждения в стране, и ко­лониальную систему управления. Указом короля от 7 февраля 1752 г. вышедшие два тома (как подрываю­щие авторитет короля, веру и т. д.) были осуждены на уничтожение. Правда, «Энциклопедия» не перестала вы­ходить, печатание ее было запрещено в 1759 г.

Но Дидро продолжал работу. Тома рассылались под­писчикам нелегально. В 1774 г. издание «Энциклопедии» завершилось. И заслуга в этом целиком принадлежала Дидро. Несмотря на то, что к работе над «Энциклопеди­ей» были привлечены такие мыслители, как Даламбер, Вольтер, Руссо, Монтескье, организатором ее и идейным руководителем являлся Дидро.

Помимо антирелигиозных энциклопедических статей («Нетерпимость», «Иезуиты», «Священники» и др.) фи­лософ в период подготовки «Энциклопедии» и в последу­ющие годы создал много других глубоко оригинальных атеистических и материалистических произведений: «Разговор Даламбера с Дидро» (1769 г.), «Сон Даламбера» (1769 г.), «Добавление к «Путешествию» Бугенви­ля» (1772 г.), «Разговор философа с женой маршала…» (1774 г.), «Монахиня» (1760 г.), «Племянник Рамо» (1762 г.). В них Дидро не только высмеивает «помазан­ников божьих», но и с философско-материалистической точки зрения опровергает умозрительные догмы католи­ческих теоретиков о существовании «скверной маши­ны» – бога, доказывает несовместимость науки и «свя­щенного писания», подвергает (вслед за Вольтером) со­мнению историчность богочеловека Христа. Смело и с блеском разбивает он нелепый взгляд, – что мораль поко­ится на религии, подчеркивая, что именно религиозная нетерпимость церковников приводит к порче обществен­ных нравов, порождает произвол. Хотя Дидро и не мог вскрыть социальных причин религии, он хорошо пони­мал, что борьба с религией и ее идеологами есть борьба с тем обществом, которое их порождает и всячески под­держивает. «Бросив угрожающий взгляд на царя небес­ного, – писал мыслитель, – они (люди) не замедлят перенести этот взгляд и на царя земного».

Дидро жил и умер как атеист. За несколько дней до смерти его посетил приходский кюре. Он добивался отре­чения больного философа от материализма и атеизма. Но умирающий мыслитель отверг притязания церкви и остался навсегда образцом несгибаемого борца против всякого гнета, в том числе и религиозного.

Источник