Курбан-Байрам

http://s3.uploads.ru/t/mqSeA.jpg

Курбан-байрам, или, иначе, ид аль-адха, – ежегодный мусульманский праздник жертвоприношения. Как и другие праздники ислама, он приуро­чен к определенным числам мусуль­манского лунного календаря, и пото­му постоянной даты по принятому у нас календарю не имеет: в 1967 г. его начало приходится на 22 марта, в 1968 г. – на 9 марта.

Своими корнями курбан-байрам уходит в далекие доисламские вре­мена. Он заимствован исламом из ре­лигий древних арабов. Не понимая законов природы, но завися от них, древние арабы верили, что приноше­нием жертв богам они умилостивят их и обеспечат хороший приплод ско­та, урожай злаков и финиковых пальм. Время жертвоприношений они приурочивали к определенному хозяйственному моменту, к осени, перед сбором урожая. С помощью заинтересованного в жертвоприно­шениях жречества этот обычай был закреплен и развит в виде ежегодно совершавшегося праздника жертв.

К VII в. н., времени возникнове­ния ислама, этот праздник наиболее торжественно справлялся в городе Мекке и его окрестностях. Во время него здесь устраивалась пышная ярмарка и происходило паломниче­ство (хаджж) к святилищу Каабе.

Заимствовав этот праздник и обы­чай паломничества из древнеарабского многобожного культа, ислам приспособил его к интересам фео­дального государства арабских ха­лифов. Причем обычай жертвоприно­шения был объявлен проповедника­ми ислама как обязательный во всех местах, где живут мусульмане.

С введением мусульманского лун­ного календаря курбан-байрам был оторван от определившего его воз­никновение хозяйственного момента. С течением времени это дало воз­можность мусульманскому духовен­ству по-новому истолковать и возник­новение праздника, связав его с ми­фом о жертвоприношении Ибрахима, заимствованным из Библии, где рас­сказывается о том, как праотец Ав­раам (Ибрахим) пытается принести в жертву богу своего сына Исаака (в исламе – Исмаила), но ангел удер­живает руку Авраама. В исламе этот миф символизировал переход от че­ловеческих жертвоприношений к при­несению в жертву богам животных.

Требуя от верующих соблюдения курбан-байрама, как и других обря­дов и обычаев ислама, духовенство сулит им прелести рая или угрожает муками ада. Согласно шариату, зако­лотая в этот праздник овца или коза приносит искупление от грехов од­ному человеку, корова или бык – семи, а верблюд – десяти. Причем жертвенное животное должно быть однолеткой и не иметь физических недостатков, ибо «из каждой капли крови жертвенного животного, – говорится в мусульманском преда­нии, - бог сотворит одну гурию (райскую деву)…» Попасть в рай, со­гласно мусульманскому преданию, можно лишь перейдя через Сират (перекинутый над адом мост, кото­рый тоньше женского волоса и ост­рее лезвия меча). Тот, кто заколол на курбан-байрам баранов, коров, верб­людов, найдет их у Сирата и благо­получно переедет его на них. Тот же, кто не закалывал жертв, не имея на чем переехать через мост, не удер­жится на нем и попадет в ад. Эта сказка также намного старше ислама. Она взята из зороастризма – рели­гии Древнего Ирана, – где басня о Сирате, называвшемся там «Чинват», служила жрецам для запугивания верующих муками ада.

В Советском Союзе, где с каждым годом приверженцев религии стано­вится все меньше и меньше, муллы стали учить, что, мол, не обязатель­но резать на курбан-байрам скот, можно обойтись денежным взносом мулле и каким-либо мясным блю­дом… Такое приспособление к новым условиям выдается даже за некую особую заботу о верующих. Но и те­перь их не перестают запугивать басней о мосте Сирате.

Сказка о награде в раю за жертво­приношение или денежные подноше­ния муллам антинаучна и глубоко враждебна передовому мировоззре­нию советского человека. Людям вну­шается ложная мысль, будто не они сами творцы своего счастья, не бла­городный созидательный труд обес­печит им и их потомкам хорошую, светлую жизнь, а произвол некой «потусторонней» силы, которую мож­но склонить на свою сторону «жерт­вой» – бараном или деньгами. Сло­вом, приноси «жертву» и прозябай в ожидании «райской награды».

Однако и теперь еще в ряде мест на курбан-байрам забивается немало лучшего скота, что несомненно на­носит хозяйственный ущерб. А устра­иваемые в эти дни пиршества приво­дят к разгулу, невыходу на работу.

В мусульманском курбан-байраме нет ничего народного, ничего, что не противостояло бы жизнерадостным принципам советского человека и его революционным традициям.

Источник