Предпосылки возникновения атеизма

http://s3.uploads.ru/t/aoVXh.jpg

Элементы безрелигиозного подхода к миру, элементы неверия существовали еще в период разложения родового строя, проявляясь в критике представлений, навязываемых колдунами и шаманами, а также в критике самих шаманов.

Появление атеизма невозможно без ряда объективных и субъективных условий, к числу которых относится достаточно высокий уровень развития производства, позволивший человеку управлять определенными процессами природы, а также предоставивший возможность некоторым членам общества заняться умственной деятельностью. Возникновение атеизма невозможно без накопления определенного минимума знаний, который позволял бы объяснять природные и общественные явления без ссылок на религиозные доводы.

Такие условия впервые появились в странах древнего рабовладельческого Востока, однако не везде они привели к появлению атеистических учений. В Египте, Вавилоне, Палестине, свободомыслие проявлялось в форме религиозного скептицизма, неверия в помощь богов, неверия в правильность предписаний жрецов и полезность религиозных обрядов.

Атеистические учения в древнем Китае и Индии

Более развитой характер атеистические идеи приняли в древнем Китае и Индии. Крупным материалистом и атеистом древнего Китая был Ван Чун (I в.), живший в период бурных общественных событий, гражданских войн. Он хорошо знал медицину, астрономию и опирался на них, создавая свое натурфилософское учение. Первоначалом всех вещей Ван Чун считал «первичный эфир», материальную субстанцию. Эфир, сгущаясь в различной степени, образует многообразие вещей, в том числе человека с его душой. После смерти человек вновь обращается в эфир. Паи Чун выступил с критикой религиозной идеи, что «путь неба» подчинен божественной цели, развивая понятие «дао» как естественного, стихийно действующего закона. Поведение человека не зависит от воли «небесного владыки», поскольку последний, как и многочисленные духи, в которых верят китайцы, не существует.

Атеистические идеи древней Индии выражены в материалистической философии чарваков, или локаятиков, возникшей, по мнению некоторых исследователей, в III в. до н. э. Эта философия получила широкое распространение в народе (о чем свидетельствует одно из ее названий – локаята, распространенное в народе) и сохранилась вплоть до VII-VIII вв. Место мифологических богов занимают у чарваков (как и у многих античных философов) обобщенные стихии – воздух, вода, огонь, земля, из которых состоит все, в том числе человек с его душой, неотделимой от тела. Чарваки отрицали божественное происхождение Вед, потусторонний мир, сверхъестественные силы. В противоположность буддизму, возведшему страдания в абсолютный принцип всякой жизни, они выдвинули оптимистическую идею о том, что человек имеет право на все радости жизни.

Источник