Клод Гельвеций

http://s7.uploads.ru/t/jJZdO.jpg

18 августа 1770 г. приговорены к сожжению сочинения философа-мате­риалиста К. Гельвеция, выступивше­го против религиозных вымыслов о сотворении мира, о существовании бессмертной души, врожденных рели­гиозных чувств.

В августе 1758 г. во Франции вышла в свет книга, которая произвела по­трясающее впечатление на общест­венность того времени. За короткий срок она выдержала во Франции и за рубежом около 50 изданий. Это был невиданный успех. Книга называ­лась «Об уме» и была направлена против феодально-религиозной идео­логии и католической церкви.

Как отмечал знаменитый француз­ский философ-материалист Дени Дид­ро, это был «здоровенный удар ду­биной по предрассудкам всех ро­дов». Сочинение это будет «полезно людям, – говорил он, – оно будет отнесено к числу великих книг на­шего века». Автором талантливого произведения, бросившего смелый вызов религиозно-идеалистическому мировоззрению, был французский философ-материалист Клод Адриан Гельвеций.

Публикация книги всполошила реак­ционные круги Франции, которые вы­ступили против Гельвеция и его про­изведения со злобными нападками. 1 сентября 1758 г. книга была осужде­на Сорбонной, выдвинувшей против сочинения Гельвеция более 100 об­винений. Парижский архиепископ поспешил объявить изложенные в книге идеи «исчадием ада» и по­велел верующим опасаться их, как чумы.

Римский папа Климент XIII обра­тился к католическому миру с посла­нием, запрещающим верующим чи­тать и перепечатывать «ужасную кни­гу», которая «стремится ниспроверг­нуть христианскую религию, задушить закон и естественную честность, за­щитить развращающие и осужденные фикции эпикурейцев и материалис­тов и полна нечестивыми, скандальны­ми и еретическими предположения­ми».

Послание обязывало верующих сдавать экземпляры книги служите­лям культа и инквизиторам для сож­жения.

Свое слово о книге сказало и правительство Франции: государст­венный совет, признав произведение Гельвеция «опасным, скандальным и развратным», запретил под страхом тяжелого наказания его продажу и переиздание.

Согласно решению парламента от 6 февраля 1759 г. книга Гельвеция «Об уме» была сожжена рукою па­лача. А в 1770 г. были сожжены и другие материалистические произве­дения Гельвеция.

Однако нападки реакции не испуга­ли французского мыслителя. Он напи­сал новое произведение – «О чело­веке, его умственных способностях и его воспитании», в котором развил и обосновал принципы, изложенные в книге «Об уме». Но и это произведе­ние было также сожжено по реше­нию абсолютистской власти.

Чем же так напугали правительство и церковников сочинения выдаю­щегося мыслителя! Почему они вызвали такой переполох в стане реак­ции!

В своих трудах Гельвеций решитель­но отвергал религиозные вымыслы о сотворении мира, существовании бес­смертной души.

Он доказывал опытное происхож­дение нравственных представлений, их обусловленность интересами лю­дей. Тем самым Гельвеций опровер­гал идеалистическое учение о врож­денных нравственных чувствах и пред­ставлениях, подвергал критике рели­гиозную этику.

По мнению Гельвеция, различия в воззрениях людей, идеях и умст­венных способностях предопределя­ются исключительно влиянием внеш­ней среды, т. е. общественной об­становки, которая создается формой правления и политическими учреж­дениями.

Считая, что человек является про­дуктом среды, Гельвеций придавал огромное значение воспитанию. В свя­зи с этим он требовал, чтобы школы были изъяты из подчинения духовен­ства и переданы в ведение государ­ства.

Касаясь вопроса влияния религии на нравственность человека, Гельве­ций подчеркивал, что религия не только не способствует поддержанию высоких нравственных качеств у лю­дей, но, напротив, способствует паде­нию нравственности. Он отмечал, что религиозная нравственность требует «слепой покорности, безграничной до­верчивости и детского и панического страха. Зло, причиненное религия­ми, реально, а добро иллюзорно». «Они (т. е. религии) повсюду разду­вали пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кро­вью, зажигали города, опустошали го­сударства; но они никогда не делали людей лучшими».

Церковники никак не могли прос­тить этого замечательному мыслите­лю. Они травили, преследовали фило­софа, а вместе с тем и его произве­дения. Но все их попытки предать забвению смелые идеи оказались тщетными.

Имя выдающегося философа-мате­риалиста Клода Адриана Гельвеция живет в веках, его жизнь служит для многих поколений людей примером непреклонной борьбы за научные ис­тины, против религиозных домыслов.

Источник