Спасы

http://s6.uploads.ru/t/flptx.jpg

В ряду летних церковных празд­ников видное место занимают так называемые спасы. В августе имеют­ся целых три праздника, посвящен­ных «всемилостивому спасу» – Иису­су Христу: происхождение честных древ креста господня (первый, или медовый, спас), преображение гос­подне (второй, или яблочный, спас) и, наконец, «прославление нерукот­ворного образа Христа» (третий, или спас на полотне).

Первый спас
По учению христианской церкви, этот праздник был установлен в 1164 г. в ознаменование победы ви­зантийского императора Мануила над мусульманами. В этот день, как утверждают церковники, перед сра­жением будто бы обновилась икона божьей матери. Свое же название «происхождение древа креста гос­подня» праздник получил потому, что в праздничный день совершается вынос из алтаря креста, хождение с ним по городу, а также торжествен­ное водосвятие.

На самом же деле первый спас имеет совсем иное происхождение и ведет свое начало от древнего ви­зантийского обычая 1 августа очи­щать города от злых духов. В этот день производились различные маги­ческие обряды, многие из которых были связаны с верой в то, что вода обладает свойством прогонять злых духов.

Когда император Мануил 1 августа 1164 г. одержал победу над врага­ми, он решил в честь этого события установить общегосударственный праздник. Церковники сочинили сказку о чудесном обновлении ико­ны. Эта легенда и легла в основу нового христианского праздника. Вскоре он распространился и на Ру­си. Православное духовенство связа­ло с ним еще одно событие: победу князя Андрея Боголюбского также над мусульманами. Таким образом для православных верующих первый спас стал «истинно русским» празд­ником.

Первый спас не относится к числу великих и чтимых праздников и от­мечается скромно. После обедни в церквах бывает освящение воды, в некоторых местах, преимущественно в сельской местности, оно совершается не в церквах, а на церковном дворе или возле колодцев и источ­ников. Празднуется он 14 августа (1 августа ст. ст.).

Преображение господне, или второй спас
Этот праздник относится к числу великих, двунадесятых праздников. Отмечается он церковью 19 (6 авгу­ста).

Основанием для церковного тор­жества служит евангельское сказание о том, как Христос взял трех бли­жайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и «возвел их на гору высокую одних». У евангелистов эта гора не поименована, но древнее предание называет ее горой Фавор. Евангелист Лука указывает, что Хри­стос по восхождении на гору предал­ся молитве, а ученики заснули. Во время молитвы лицо Христа будто бы просияло как солнце, а одежды его сделались белыми как снег. И явились пророки Моисей и Илья, и повели с ним беседу. Апостолы в это время проснулись и услышали го­лос с неба: «Сей есть сын мой воз­любленный».

Таков евангельский рассказ о пре­ображении. Церковь утверждает, что оно действительно имело место. На самом же деле и сюжет и многие детали этого сказания заимствованы христианами из ветхозаветного мифа о преображении Моисея (Исход, гл. 24 и 34). Создавая земную биогра­фию Иисуса Христа, христиане пы­тались представить сына божьего бо­лее значительной фигурой, чем про­рок Моисей. Потому многие собы­тия, происходившие, согласно Ветхо­му завету, с Моисеем, были заимст­вованы евангелистами и связаны с именем Иисуса.

Праздник преображения впервые был установлен христианской церко­вью в IV в. Он прививался с трудом. На Руси он появился с введением христианства. Второй спас совпадал с началом сбора урожая многих са­довых и огородных культур. До праздника православная церковь стро­жайше запрещала употреблять в пи­щу яблоки. Запрет на употребление яблок церковники заимствовали из древних языческих культов. В дале­ком прошлом запреты употреблять в пищу некоторые плоды до опреде­ленного срока устанавливались для того, чтобы дать возможность плодам созреть. Православная церковь сохранила такие запреты, но придала им религиозную окраску. До празд­ника преображения есть яблоки считалось грехом. В праздничный день верующие несли в церковь яб­локи и другие фрукты. Служитель божий освящал плоды, и только пос­ле этого можно было употреблять их в пищу. Вот почему в народе за этим днем укрепилось название яблочно­го праздника, или яблочного спаса.

Третий спас, или спас на полотне
29 (16) августа православные ве­рующие отмечают общецерковный праздник в честь перенесения неру­котворного образа Иисуса Христа из города Эдессы в Константинополь. По церковному преданию, в те дав­ние времена, когда Христос начал проповедовать свое учение, жил в Эдессе (Месопотамия) царь по имени Авгарь, болевший проказой. Когда услышал он рассказы о чудесах, ко­торые якобы творил Иисус Христос, захотел и он попытать счастья у чудо­творца. Не надеясь заполучить к себе самого Иисуса, царь направил к нему живописца, чтобы тот принес повели­телю хотя бы образ Христа. Задача живописцу выпала нелегкая, как ни пытался он схватить на холсте черты Иисуса, ему это никак не удавалось, так как лицо Христа все время чу­десным образом изменялось. И тогда Христос пришел на помощь. Он по­просил воды и, умыв лицо свое, вы­тер его полотняным полотенцем. И произошло чудо. Простая вода обра­тилась в краску, и на полотенце от­печатался лик Иисуса. Этот образ на полотне и был доставлен Авгарю в Эдессу.

Как утверждают церковники, ико­на на полотне с изображением Иису­са много лет хранилась в Эдессе. Но когда мусульмане, опустошавшие многие города и страны, разграбили Эдессу, они увезли чудотворную икону. Только в 994 г. византийские императоры выкупили ее. Она была доставлена в Константинополь и пе­редана на хранение крупнейшему храму. Это сказание, как и другие церковные рассказы, является вы­мышленным от начала до конца. В действительности чудотворная ико­на, которая была перенесена из Эдессы в Константинополь, появи­лась не ранее VII века. Причем церковники сфабриковали сразу не­сколько таких икон на полотне. Они хранились в разных храмах Италии. Одна из них демонстрировалась в Метехском соборе в Грузии. И о ка­ждой из них духовенство говорило как о подлинной.

К тому же в I в., когда, по словам служителей религии, произошло со­бытие, которое легло в основу праз­дника, Христос вообще не изобра­жался человеком. Его рисовали в виде рыбы или агнца. Только позд­нее возникло то изображение Иису­са, которое дошло на иконах до на­ших дней. Следовательно, в те вре­мена не могло быть и речи о чудо­творном спасе на полотне. И не слу­чайно даже евангелисты, подробно описывающие деяния Христа, ни еди­ным словом не упоминают об этом событии и нерукотворном образе Иисуса. Вот почему в наше время, богатое великими делами и событи­ями, таким нелепым пережитком яв­ляется празднование вымышленного события, связанного со спасом на полотне.

Источник