Спасы
В ряду летних церковных праздников видное место занимают так называемые спасы. В августе имеются целых три праздника, посвященных «всемилостивому спасу» – Иисусу Христу: происхождение честных древ креста господня (первый, или медовый, спас), преображение господне (второй, или яблочный, спас) и, наконец, «прославление нерукотворного образа Христа» (третий, или спас на полотне).
Первый спас
По учению христианской церкви, этот праздник был установлен в 1164 г. в ознаменование победы византийского императора Мануила над мусульманами. В этот день, как утверждают церковники, перед сражением будто бы обновилась икона божьей матери. Свое же название «происхождение древа креста господня» праздник получил потому, что в праздничный день совершается вынос из алтаря креста, хождение с ним по городу, а также торжественное водосвятие.
На самом же деле первый спас имеет совсем иное происхождение и ведет свое начало от древнего византийского обычая 1 августа очищать города от злых духов. В этот день производились различные магические обряды, многие из которых были связаны с верой в то, что вода обладает свойством прогонять злых духов.
Когда император Мануил 1 августа 1164 г. одержал победу над врагами, он решил в честь этого события установить общегосударственный праздник. Церковники сочинили сказку о чудесном обновлении иконы. Эта легенда и легла в основу нового христианского праздника. Вскоре он распространился и на Руси. Православное духовенство связало с ним еще одно событие: победу князя Андрея Боголюбского также над мусульманами. Таким образом для православных верующих первый спас стал «истинно русским» праздником.
Первый спас не относится к числу великих и чтимых праздников и отмечается скромно. После обедни в церквах бывает освящение воды, в некоторых местах, преимущественно в сельской местности, оно совершается не в церквах, а на церковном дворе или возле колодцев и источников. Празднуется он 14 августа (1 августа ст. ст.).
Преображение господне, или второй спас
Этот праздник относится к числу великих, двунадесятых праздников. Отмечается он церковью 19 (6 августа).
Основанием для церковного торжества служит евангельское сказание о том, как Христос взял трех ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и «возвел их на гору высокую одних». У евангелистов эта гора не поименована, но древнее предание называет ее горой Фавор. Евангелист Лука указывает, что Христос по восхождении на гору предался молитве, а ученики заснули. Во время молитвы лицо Христа будто бы просияло как солнце, а одежды его сделались белыми как снег. И явились пророки Моисей и Илья, и повели с ним беседу. Апостолы в это время проснулись и услышали голос с неба: «Сей есть сын мой возлюбленный».
Таков евангельский рассказ о преображении. Церковь утверждает, что оно действительно имело место. На самом же деле и сюжет и многие детали этого сказания заимствованы христианами из ветхозаветного мифа о преображении Моисея (Исход, гл. 24 и 34). Создавая земную биографию Иисуса Христа, христиане пытались представить сына божьего более значительной фигурой, чем пророк Моисей. Потому многие события, происходившие, согласно Ветхому завету, с Моисеем, были заимствованы евангелистами и связаны с именем Иисуса.
Праздник преображения впервые был установлен христианской церковью в IV в. Он прививался с трудом. На Руси он появился с введением христианства. Второй спас совпадал с началом сбора урожая многих садовых и огородных культур. До праздника православная церковь строжайше запрещала употреблять в пищу яблоки. Запрет на употребление яблок церковники заимствовали из древних языческих культов. В далеком прошлом запреты употреблять в пищу некоторые плоды до определенного срока устанавливались для того, чтобы дать возможность плодам созреть. Православная церковь сохранила такие запреты, но придала им религиозную окраску. До праздника преображения есть яблоки считалось грехом. В праздничный день верующие несли в церковь яблоки и другие фрукты. Служитель божий освящал плоды, и только после этого можно было употреблять их в пищу. Вот почему в народе за этим днем укрепилось название яблочного праздника, или яблочного спаса.
Третий спас, или спас на полотне
29 (16) августа православные верующие отмечают общецерковный праздник в честь перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из города Эдессы в Константинополь. По церковному преданию, в те давние времена, когда Христос начал проповедовать свое учение, жил в Эдессе (Месопотамия) царь по имени Авгарь, болевший проказой. Когда услышал он рассказы о чудесах, которые якобы творил Иисус Христос, захотел и он попытать счастья у чудотворца. Не надеясь заполучить к себе самого Иисуса, царь направил к нему живописца, чтобы тот принес повелителю хотя бы образ Христа. Задача живописцу выпала нелегкая, как ни пытался он схватить на холсте черты Иисуса, ему это никак не удавалось, так как лицо Христа все время чудесным образом изменялось. И тогда Христос пришел на помощь. Он попросил воды и, умыв лицо свое, вытер его полотняным полотенцем. И произошло чудо. Простая вода обратилась в краску, и на полотенце отпечатался лик Иисуса. Этот образ на полотне и был доставлен Авгарю в Эдессу.
Как утверждают церковники, икона на полотне с изображением Иисуса много лет хранилась в Эдессе. Но когда мусульмане, опустошавшие многие города и страны, разграбили Эдессу, они увезли чудотворную икону. Только в 994 г. византийские императоры выкупили ее. Она была доставлена в Константинополь и передана на хранение крупнейшему храму. Это сказание, как и другие церковные рассказы, является вымышленным от начала до конца. В действительности чудотворная икона, которая была перенесена из Эдессы в Константинополь, появилась не ранее VII века. Причем церковники сфабриковали сразу несколько таких икон на полотне. Они хранились в разных храмах Италии. Одна из них демонстрировалась в Метехском соборе в Грузии. И о каждой из них духовенство говорило как о подлинной.
К тому же в I в., когда, по словам служителей религии, произошло событие, которое легло в основу праздника, Христос вообще не изображался человеком. Его рисовали в виде рыбы или агнца. Только позднее возникло то изображение Иисуса, которое дошло на иконах до наших дней. Следовательно, в те времена не могло быть и речи о чудотворном спасе на полотне. И не случайно даже евангелисты, подробно описывающие деяния Христа, ни единым словом не упоминают об этом событии и нерукотворном образе Иисуса. Вот почему в наше время, богатое великими делами и событиями, таким нелепым пережитком является празднование вымышленного события, связанного со спасом на полотне.