Никколо Паганини
27 мая 1840 года, затравленный церковниками, умер великий итальянский скрипач и композитор Никколо Паганини.
Искусство! Вряд ли найдется человек, который не испытал на себе его силу. Подлинное искусство вызывает слезы на глазах мужественных людей и заставляет учащенно биться сердце, подлинное искусство вызывает смех и радость, печаль и гордость…
Не удивительно, что религия и церковь издавна стремились использовать искусство для внушения верующим религиозных чувств. Защитники религии доказывали божественное происхождение искусства. А иначе откуда такое могущество! И церковь всячески стремилась представить себя в качестве покровительницы искусства.
Однако вся история человечества свидетельствует о враждебности религии искусству. Из страха перед подлинным, земным искусством церковники преследовали художников, уничтожали их творения.
Ярчайшее доказательство этого – та мрачная роль, какую сыграли мракобесы в сутанах в жизни Никколо Паганини.
Чародей скрипки! Так называют великого итальянского скрипача. Слава его гремела во всех уголках земного шара. Мудрый Гете сравнивал его с блестящим метеором, за необыкновенными формами и быстротой движения которого с изумлением следила вся Европа.
Никколо Паганини родился 27 октября 1782 г. в Генуе. Очень рано у мальчика появилось страстное тяготение к музыке. Это решил использовать его отец Антонио Паганини, лавочник средней руки, попытавшийся нажиться на феноменальных способностях ребенка. Когда маленький Никколо уставал разыгрывать бесчисленные вариации на скрипке, его подгоняли побоями.
В 8 лет он уже выступает в концертах. Тогда же он пишет свою первую сонату для скрипки. А когда ему исполняется 13, он выступает перед большой аудиторией со своими превосходными вариациями на темы французской революционной «Карманьолы». А затем начались концерты юного виртуоза по городам Италии. Повсюду Паганини сопутствует неизменный успех. Юный музыкант поражает изумительной силой таланта.
И позднее, когда Никколо Паганини концертирует в столицах и городах Европы – в Вене и Берлине, Париже и Лондоне, – каждое выступление превращается в новую его победу. Ни один скрипач мира не может сравниться с ним. Никколо Паганини неподражаем и в виртуозности исполнения и в силе выразительности человеческой души.
«Паганини представляет собой явление такого художественного совершенства, равного которому, конечно, не было в прошлом, да и в будущем трудно ожидать чего-либо подобного», – писал один из современников великого композитора и музыканта. Паганини довел до совершенства свое изумительное умение передавать на скрипке то, чем переполняется сердце человека, всю гамму чувств и мельчайших движений человеческой души. Он выступает и как композитор, создавший великолепные концерты для скрипки, каприччио и другие скрипичные пьесы, которые перешагнули через грань веков в будущее.
В чем секрет величайших достижений Никколо Паганини! Его нужно искать не только в прирожденном таланте, но и в непрестанном напряженном труде. Серьезная работа для великого мастера началась с детства и продолжалась всю жизнь, даже тогда, когда его организм был подточен неизлечимой страшной болезнью – туберкулезом гортани.
Чудесное творчество Никколо Паганини оказало громадное воздействие на позднейших представителей скрипичного искусства: Крейслера, Венявского, Сарасате. «Какой человек! Какой скрипач! Какой художник!» – восклицал молодой Лист. Он с увлечением перерабатывал скрипичные пьесы Паганини для фортепьяно. Роберт Шуман, услышав выступление Паганини, бросил свои занятия юридическими науками и целиком посвятил себя музыке. Большое воздействие оказало творчество великого скрипача на композиторов Рахманинова и Брамса.
В Советском Союзе высоко ценят талант Паганини, любят его музыку. Его скрипичные концерты звучат по радио, в учебных классах консерваторий, в концертных залах. Слава его не померкла с годами.
Уже при жизни генуэзский маэстро стал легендарным. О нем рассказывали самые невероятные истории. Они способствовали распространению его музыкальной славы, но в то же время травмировали музыканта. Этими баснями и легендами воспользовалась католическая церковь, которая травила безбожника Паганини и пыталась неустанными запугиваниями вернуть его в лоно религии.
Церковь боится тех ударов, которые наносятся искусством, вышедшим из-под ее контроля, опасается тех недосягаемых высот, которых оно может достичь. Поэтому духовенство считает своим долгом или обращать в лоно религии крупных представителей искусства, или всячески преследовать их, мешать их работе.
Бунтарское искусство Паганини было ненавистно церковникам, оно казалось им сеющим среди верующих крамолу безбожия. Кроме того, формально исповедуя католическую веру, на деле Паганини не был верующим. Он не посещал церковь с тех пор, как еще в детстве некоторое время играл под сводами храмов. Он не только не пишет никакой церковной музыки, но заставляет своими произведениями забывать о том, что есть поклонение богу. Возможно, если б он отдал хоть часть своего таланта служению церкви, ему бы простили титаническую силу его музыки. Но Никколо Паганини не хотел и не мог надеть кандалы на свое творчество.
Он не выполняет церковные обряды. Несмотря на настояния иезуитов, не отдает сына в школу этого «Христова воинства». Перед смертью великий музыкант отказывается от исповеди, причастия, не произносит имени Христа.
В Италии того времени было очень распространено суеверное представление о том, что хорошая игра на скрипке дается лишь тому, кому помогает дьявол. Эти суеверия распространялись и поддерживались католическим духовенством и монахами. На вооружение берется все: и то, что имя «Паганини» означает «язычник», и то, что он родился на улице Черной кошки. Все это церковники использовали для травли гениального музыканта. На какие только провокации, подлоги, подлости не идут церковники, чтобы если не привлечь себе на службу его искусство, то хотя бы уничтожить влияние могучего таланта! Перед концертом подрезают струны скрипки, в газетах помещают сообщения о смерти здравствующего музыканта, организуются прямые покушения, шлются доносы…
Никколо Паганини умер 27 мая 1840 г. в Ницце. «Святая церковь христова» преследовала его и после смерти. Католическое духовенство длительное время препятствовало тому, чтобы останки великого музыканта были погребены в земле. Только спустя несколько десятилетий его прах наконец был захоронен в родном городе Генуе.
Но религии, как бы ни старались ее служители, не остановить развития искусства, которое сметает на своем пути все препятствия, все преграды. Пример Паганини, его великолепнейшая музыка ярко свидетельствуют об этом. Искусство, рупором которого он был, победило в схватках с церковью.