15 мая 1845 года родился русский биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии Илья Ильич Мечников.

Илья Мечников

http://sh.uploads.ru/t/7QER6.jpg

Илья Ильич Мечников родился в 1845 г. в деревне Калиновка бывшей Харьковской губернии. Страсть к изучению природы проявилась у него уже в детстве, а в гимназии он с увлечением читал специальную литературу по зоологии, много работал с микро­скопом.

Его взгляды формировались в условиях нарастания демократического движения, в период, когда во весь голос зазвучал «Колокол» Гер­цена. Уже в гимназии он знакомится с «Колоколом», «Полярной звез­дой» и другими запрещенными изданиями. Мечников не стал обще­ственно-политическим деятелем, но свою естественно-научную работу он оценивал лишь по той пользе, которую она приносит людям. «…Толь­ко положительное знание, – писал он впоследствии, – способно вы­вести человечество на верный путь».

Недюжинные способности и настойчивость позволили ему за два года закончить с отличием Харьковский университет по естественному отделению физико-математического факультета. Молодому ученому было в то время 19 лет.

После сравнительно недолгой работы в лабораториях Германии Мечников в 1867 г. защищает в Петербургском университете магистер­скую, а в 1868 г. докторскую диссертацию по зоологии.

В 1870 г. Мечников избирается ординарным профессором Одесско­го университета, где и работает до 1882 г.

До глубины души преданный интересам науки, он отдавал ей все свои силы и не скрывал своей антипатии к ее явным и тайным врагам. После убийства царя Александра II в 1881 г. поднялась волна реак­ции, докатившаяся и до Одесского университета. Преподавателей и студентов с прогрессивными взглядами изгоняли из университета, за­меняя их людьми, мало понимавшими в науке, но зато усвоившими «службу царскому престолу».

В 1882 г. Мечников в знак протеста против полицейских действий руководства университета ушел в отставку. После ухода из универ­ситета он работает энтомологом при Полтавской земской упра­ве. Он изучает насекомых.

В этом же году Илья Ильич совершает непродолжительную поездку на Средиземное море, в Мессину, где проводит свои классические эксперименты по фагоцитозу (т. е. по изучению процесса активного поглощения клетками животных организмов плотных частиц органиче­ского происхождения и переваривания их) и, по собственному выражению, превращается из зоолога в патолога и бактериолога. Он приступает к созданию «теории фагоцитов», которой он посвятил последние 25 лет своей жизни. Научные труды Мечникова в этой области дали новое толкование защитным приспособлениям организма, которые обеспечивают его невосприимчивость к инфекции, т. е. иммунитет к ней. После возвращения в Россию Мечников поселяется в Одессе и добивается открытия здесь первой в России бактериологической лаборатории для прививок против бешенства, сибирской язвы и других инфекционных заболеваний. Обстановка травли, сложившаяся вокруг исследовательской деятельности ученого, вынуждает Мечникова прекратить эту деятельность и переехать во Францию. С 1888 г. и до конца жизни Мечников работал в Пастеровском институте в Париже. Он умер 15 июля 1916 г., прах его покоится в библиотеке Пастеровского института. Ко времени переезда ро Францию Мечников в основном закончил свои исследования в области сравнительной эмбриологии, которые стали принципиально новым, эволюционным этапом в развитии всей науки о зародышевом формировании организмов. Мечников не был узким естествоиспытателем. На протяжении всей жизни его волновали большие проблемы, срязанные с прогрессом человечества. Вся научная деятельность Мечникова, убежденного материалиста, являлась убедительным опровержением религиозных взглядов на мир. Это нашло яркое отражение в его замечательной книге «Этюды о природе человека», которая выходит далеко за пределы собственно биологических и медицинских проблем. Не случайно этот труд в первом французском издании имел подзаголовок – «Опыт оптимистической философии». Книга вызвала огромный интерес; опубликованная впервые во Франции в 1903 г., она в этом же году была издана в России, а затем во многих странах мира.

В своей книге Мечников поставил цель «выработать сколько-нибудь общее и цельное воззрение на человеческое существование». Ключом к пониманию человеческой природы, утверждает он, является дарвиновская эволюционная теория, согласно которой так называемая целесообразность в строении растений и животных объясняется приспособлением их к условиям среды в процессе естественного отбора, а человек – это результат длительного развития животного мира. «Человек может быть рассматриваем как необыкновенное дитя человекообразных обезьян – дитя, родившееся с гораздо более развитым мозгом, чем у его родителей», – пишет Мечников, подкрепляя свое утверждение целым рядом сравнительно-анатомических доказательств. Происхождением человека от человекообразной обезьяны объясняется наличие в человеческом организме ряда бесполезных органов, не выполняющих никакой роли (копчиковая кость, аппендикс и многие другие). Этой же при­чиной Мечников стремится объяснить и другие дисгармонии в природе человека.

Наиболее ярко и остро разлад в человеческой природе проявляется, по мнению Мечникова, в инстинкте самосохранения, вступающем в противоречие с неизбежным наступлением смерти. Неизбежность смерти ставит проблему о смысле жизни. Однако в результате многолет­них наблюдений и размышлений Мечников пришел к выводу, что и это противоречие человеческой природы может быть разрешено. «Раз старость будет излечена и сделается физиологической, то она приведет к настоящему естественному концу, который должен быть глубоко за­ложен в нашей природе».

Во второй части книги Мечников развивает мысль, что жизнь человека должна заканчиваться естественной смертью, а не патологической старостью, что длительная лишенная болезней жизнь породит у человека чувство удовлетворенности ею и на смену инстинкту жизни придет желание покоя, отдыха, желание смерти. Хотя развитием медицины и физиологии были внесены коррективы в высказанные Мечниковым рекомендации и гипотезы, сама книга не потеряла своего значения. Значение ее не исчерпывалось постанов­кой и решением чисто физиологических проблем. Она служила и слу­жит действенным орудием борьбы против религии, за торжество науч­ного мировоззрения.

Источник