3 мая 1861 года родился российский и советский этнограф, выдающийся исследователь первобытных верований Лев Яковлевич Штернберг.
Лев Штернберг
Лев Яковлевич Штернберг - видный советский этнограф, один из зачинателей советской этнографической школы. Его исследования в области первобытных религиозных верований представляют большую научную ценность. Они не утратили своего значения и в наше время, хотя были написаны около 60 лет тому назад. Это объясняется тем, что они основаны на незыблемой почве тщательно проверенных этнографических фактов.
Будучи студентом университета (Одесса), Л. Я. Штернберг примкнул к народовольческому движению и в 1886 г. был арестован царской охранкой. После трехлетнего пребывания в тюрьме он был сослан на остров Сахалин. В далекой царской ссылке Штернберг стал заниматься изучением жизни и быта сахалинского и приамурского коренного населения – его языков, фольклора, обычного права и религиозных верований.
По возвращении – в 1900 г. из ссылки Л. Я. Штернберг развил активную литературную и научно-этнографическую деятельность. Он был редактором этнографического отдела и автором многих статей по вопросам религиоведения в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
Им была написана для этого словаря статья «Сравнительное изучение религии». На основе огромного материала и критического анализа современной ему литературы Лев Яковлевич Штернберг описывает основные закономерности развития религиозных верований. Опираясь на данные этнографии и исторического языкознания, ученый решительно отвергает богословскую монотеистическую теорию происхождения религии путем «божественного откровения» и указывает следующие наиболее типичные, по его мнению, моменты развития первобытных религий.
1. В основе древнейших религий лежат анимистические представления, т. е. одушевление предметов и явлений природы, и связанные с ними представления о том, что каждое явление природы или предмет природы обладают разумом и волей.
2. Из анимистических представлений вытекает поклонение в природе всякому объекту, который по каким-нибудь причинам представляется человеку более разумным или сильным, чем он сам.
3. Целый ряд явлений (анатомическое сходство зверей с человеком, подобие человеческих фигур в очертаниях облаков и т. п.) в связи с общим представлением, что причиной всякого явления природы могут быть только существа человекоподобные, породило универсальное верование в существование особых человекоподобных (антропоморфных) существ, обладающих чрезвычайными разумом и силой, управляющих явлениями природы и способных принимать форму любого одушевленного или неодушевленного тела. Таково происхождение антропоморфических божеств в религиях античного мира.
4. Из отношений первобытного человека к окружающей природе и в особенности к миру животных возникло верование, что те или другие божества либо специально благодетельствуют человеку, либо стараются вредить ему (добрые и злые гении, боги добра и зла).
5. Болезнь и смерть в представлении первобытного человека не естественные и неизбежные явления, а результат козней злых божеств или колдовства врагов.
6. На почве сновидений, галлюцинаций и состояния экстаза наряду с верой в избранничество возникает индивидуальное религиозное творчество – прорицательство, юродство, ясновидение и т. п.
Естественно, что в настоящее время некоторые положения Л. Я. Штернберга кажутся спорными. На смену им пришли новые научные данные о развитии религиозных верований. Но для своего времени работа замечательного этнографа имела большое значение, она объясняла происхождение религии естественным путем.
В другой статье Энциклопедического словаря – «Тотемизм» – Штернберг дал исчерпывающий для своего времени обзор и анализ теорий и гипотез о происхождении тотемизма. Он указывал, что «генезис тотемизма кроется не в какой-либо одной причине, а в целом ряде причин, вытекающих из одного общего источника – своеобразного мировоззрения человека».
После Октябрьской революции Лев Яковлевич Штернберг получил возможность развернуть большую научно-исследовательскую, организационную и педагогическую деятельность; он работал в комиссии по изучению быта и культуры народов СССР, в комитете по содействию народам Севера, был одним из организаторов рабфака северных народностей и этнографических кафедр в Географическом институте и в Петроградском университете (1918 г.).
Научные труды Л. Я. Штернберга несколько страдают в методологическом отношении, что является следствием его народнических, идеалистических взглядов. Так, Штернберг отчасти идеализировал общественные отношения у отсталых народов, рассматривал явления духовной культуры и социального строя в отрыве от хозяйственной жизни и т. п. Однако написанные с глубоким знанием дела, основанные на тщательно проверенных фактах религиоведческие работы Л. Я. Штернберга сохранили свое научное значение и в наше время.