Борец с религией - Т. Г. Шевченко

http://se.uploads.ru/t/dTniC.jpg

Великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шев­ченко родился 9 марта 1814 г. в семье крепостно­го крестьянина в селе Моринцах, Киевской губернии. С ранних лет он познал и нужду, и тяж­кий подневольный труд, и унизительное бесправие. Но существовавшие порядки, всю жестокость которых испытал на себе мальчик-крепостной, не смогли притупить его пытливый ум и вытравить рано проявившиеся способности художника. В груди Шевченко лишь разгоралась жгучая ненависть к угнетателям трудового народа, которые «с калеки сорочку рваную снимают» и услаждают свой слух «перезвоном кандальным».

Хозяин Шевченко, самодур-помещик Энгельгардт, приказывал пороть «комнатного холопа» казачка Тараса за то, что он тайком срисовывал картины, висящие в барских покоях. Тяга же мальчика к рисованию оказалась непреодолимой, Энгельгардт должен был отступить и решил сделать из него собственного, «придворного» художника. В Петербурге он отдал Шевченко на выучку к «ремесленнику от живописи» Ширяеву, который, имея артель маляров, заставлял учеников делать всякую чер­ную работу. Лишь в белые петербургские ночи уходил Шевченко в Лет­ний сад и там срисовывал статуи.

Случайная встреча с Сошенко, преподавателем Академии художеств, изменила жизнь Тараса. Сошенко познакомил талантливого украинского юношу с знаменитыми людьми: художниками Брюлловым и Венециано­вым, поэтом Жуковским, Вскоре (22 апреля 1838 г.) за 2500 руб. они выкупили у Энгельгардта «ревизскую душу» Шевченко, и помещик под­писал ему «вольную». Шевченко стал работать и учиться в Академии художеств, много читал, начал писать стихи.

В мрачные годы николаевской эпохи подлинный народный поэт, видя всюду проявление жестокой реакции, беспросветную темноту и произвол, не мог жить безмятежно. Грозно звучат стихи Шевченко, обличая самодержавно-крепостнический строй.

С большой художественной силой запечатлена крестьянская револю­ция в поэме «Гайдамаки» (1841 г.). В сатирической поэме «Сон» (1844 г.) Шевченко клеймит позором всех притеснителей – и «батюшку-царя», и вельмож, и «пузатое начальство». Немало места в этой поэме уделено и антирелигиозным мотивам. Они, как всегда у Шевченко, вырастают не­посредственно из его отношения к социальной несправедливости, оправ­дываемой и защищаемой земными слугами божьими. Порой в эмоцио­нальных обращениях к «милостивому богу» проявляется его непоследо­вательность, несвойственная убежденному атеисту. Но довольно часто свое негодование против угнетения трудового народа поэт выражает в виде прямого вызова богу. Все его стихи наполнены глубокой верой в лучшую земную жизнь, в то, что она зависит от самих людей:

Бога нет на небе!
Вы под гнетом падаете,
А за гробом, люди,
Найти рай вы мечтаете…
Но рая не будет!
Труд напрасный! Образумьтесь!
Все на этом свете…

В поэме «Еретик» (1845 г.) Шевченко обрушивается на католическую церковь, во главе которой

…на апостольском престоле
Монах откормленный сидит.
Людскою кровью он торгует
И рай за плату отдает.

Оказывается, в рай попасть очень несложно, замечает Шевченко, нужно лишь купить буллу (письменное обращение папы римского):

Когда без буллы кто умрет, –
Тот сгинет в пекле. Кто ж заплатит
За буллу вдвое, – режь хоть брата,
Всех, кроме папы и попов,
И в рай иди – без дальних слов!

Царское правительство было напугано этой страстной обличительной поэзией. В апреле 1847 г. Шевченко арестовывают и заключают в Петро­павловскую крепость. Он был приговорен к ссылке на неопределенный срок рядовым солдатом в оренбургский батальон. Николай I начертал на приговоре: «Под строжайший присмотр, запретить писать и рисовать».

В исключительно тяжелых условиях ссылки поэт продолжал писать стихи и делать зарисовки. Его обыскивали, находили смятые клочки со стихами, отправляли на гауптвахту, сажали в карцер, бросали в тюрьму.

В 1857 г. друзья Шевченко добились его освобождения.

Неволя не могла сломить поэта. Он верил в лучшее будущее, в то, что наступит время, когда люди заживут «без холопа и без пана», и видел только один путь к такому будущему – путь борьбы. По возвра­щении в Петербург он сближается с революционерами-демократами Чернышевским и Добролюбовым. Его окружают друзья-единомышлен­ники, к которым он стремился всегда.

Накануне отмены крепостного права Шевченко не поддался влиянию либеральных иллюзий и гневно восстает против пустых надежд на полу­чение свободы из рук царя-крепостника:

…Добра не жди,
Не жди свободы невеселой –
Она заснула: царь Никола
Заставил спать.
Чтоб разбудить
Беднягу, надо поскорее
Всем миром обух закалить
Да наточить топор острее
И вот тогда уже будить.

Это стихотворение – «Я на здоровье не в обиде…» – написано в конце ноября 1858 г. Как оно созвучно призыву вождей революционе­ров-демократов, провозгласивших клич: «К топору зовите Русь!»

Физически разбитый, больной Шевченко вскоре снова попадает в тюрьму. Теперь уже в Черкассах и Киеве. Один из шляхтичей донес, что при разговоре с крестьянином Садовым и землемером Козловским Шев­ченко в нежелательном тоне упомянул о христианских святых. В ра­порте киевскому губернатору черкасский исправник сообщал об этом: «Показывая Садовому оторванный тут же от липы лист, Шевченко спра­шивал его по-малороссийски – кто это дал? И когда отвечал Садовый, что бог, то Шевченко отозвался: дурак ты, веруешь в бога, а затем при­бавил, – бог, саваоф, пусть он поцелует… меня (указывая на заднее место), затем назвал божью матерь покрыткою… (покрытками в Мало­россии называются те крестьянские девушки, которые до замужества своего потеряли девство и имели детей)…» разнеслись толки, будто Шев­ченко, кроме богохульства, говорил еще бывшим около него означенным лицам, что не нужно ни царя, ни панов, ни попов. Допрос тянулся не­сколько недель, но поэта вынуждены были отпустить.

26 февраля 1860 г. великого народного певца не стало. Остались его стихи, светлые, чистые, добрые – обращенные к трудовому люду: непримиримые, язвительные, гневные – к его угнетателям.

Источник