Атеистка Н. К. Крупская
Надежда Константиновна Крупская родилась в 1869г. С ранних лет она связала свою жизнь с деятельностью Коммунистической партии, начав революционный путь в 1890 г. в Петербурге. Вскоре она вступила в созданный В. И. Лениным петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». С тех пор Н. К. Крупская была верным другом В. И. Ленина и его помощником в революционной борьбе.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции Надежда Константиновна вела большую работу в области народного просвещения и коммунистического воспитания трудящихся. Талантливый пропагандист и агитатор, она была страстным, непримиримым борцом против религии и религиозных пережитков, считая их существенным препятствием на пути построения нового общества и воспитания нового человека – строителя коммунизма.
Чтобы преодолеть религиозные предрассудки, писала Н. К. Крупская, надо знать и учитывать конкретные условия, порождающие их не только у отдельных слоев населения, но даже и у отдельных людей. В дореволюционной России причиной религиозности крестьян и рабочих была их бесправная, нищенская жизнь. При Советской власти эти причины исчезли, но не были ликвидированы еще многие материальные трудности и недостатки в культурной жизни, которые и способствовали сохранению религиозных предрассудков. Главный принцип Н. К. Крупской в вопросах атеистического воспитания, который пронизывает все ее работы, – не проходить мимо религиозных предрассудков, а бороться с ними, активно помогать массам освободиться от религиозного дурмана.
Огромное внимание уделяла Крупская атеистическому воспитанию детей. Она требовала, чтобы школьные программы и учебники были пронизаны воинствующим атеизмом. При этом Надежда Константиновна придавала большое значение преподаванию естественных наук, которые помогают человеку познавать законы природы, узнать о происхождении Земли, человека, о взаимоотношении человека с природой и т. д.
Крупская неоднократно подчеркивала, что для формирования материалистического мировоззрения необходимо понимание общественных явлений, для чего нужно обратить особое внимание на преподавание в школах политической экономии, экономической географии, истории, литературы. Крупская настаивала на включении этих дисциплин в учебные планы школ, и особенно школ для взрослых. «Дать ученику понимание общественных явлений, – писала Надежда Константиновна, – значит вытеснить из его миропонимания бога».
Крупская была глубоко убеждена в том, что успех воспитания в подрастающем поколении материалистического мировоззрения во многом зависит от умения преподавателя тесно связывать теорию с практикой. Она была неутомимым поборником политехнизации советской школы, трудового воспитания молодежи. В докладе на III съезде по охране детства (1930 г.) она говорила, что «трудовое коммунистическое воспитание – это глубоко антирелигиозное воспитание».
Вместе с тем Крупская предупреждала против грубого, примитивного подхода к антирелигиозной пропаганде среди детей, против таких методов, как насильственное снятие с детей крестов и т. п. В статье «Антирелигиозное воспитание в школе, при Советской власти» (1939 г.) она писала: «Чем лучше, глубже будет развиваться и учебная и воспитательная работа, чем больше она будет пропитываться коммунистическим духом, тем более будет она способствовать тому, что для подрастающего поколения религия будет настолько чуждым, диким, что среди этого поколения станет совершенно ненужным антирелигиозная пропаганда».
Видное место в работах Н. К. Крупской занимает вопрос о роли искусства в коммунистическом воспитании трудящихся и, особенно, подрастающего поколения. В статье «Роль искусства в религиозном и антирелигиозном воспитании» она показала, что церковь на протяжении многих веков использовала искусство в своих целях. Пышностью богослужений, музыкой, хоровым пением, храмовой живописью служители церкви привлекали трудящихся, которые в условиях капитализма живут серой, безрадостной жизнью. Попыткам духовенства использовать искусство для укрепления своего влияния в массах в наши дни Крупская призывала противопоставить реалистическое искусство, максимально приблизив его к народу. С этой целью она рекомендовала широко развивать самодеятельность в культурно-просветительных учреждениях, сделать доступными для самых широких масс театры, кино, музеи.
Высказывания Н. К. Крупской о роли реалистического искусства в коммунистическом воспитании трудящихся приобретают особое значение в период развернутого строительства коммунизма, в свете задач, поставленных перед работниками советского искусства нашей партией.