Джулио Ванини

http://se.uploads.ru/t/msMlx.jpg

19 февраля, 1619 г. в Тулузе был заживо сожжен Джулио Ванини, об­виненный в отрицании догматов цер­кви о бессмертии души и божествен­ности Христа.

Джулио Чезаре Ванини родился в 1585 г. на юге Италии.

Незаурядные способности Ванини побудили его отца направить сына учиться. Он знакомится с учениями философов-вольнодумцев, которые отрицали мифы о бессмертии души и загробной жизни и утверждали веч­ность материи, ее всеобъемлющий характер; с книгами древнегрече­ского философа Аристотеля, учение которого всячески искажали средне­вековые богословы. Ванини расши­рял круг своих знаний, стремился ра­зобраться во всех явлениях природы и общества.

В Неаполе Ванини изучает филосо­фию, астрологию и юриспруденцию. В медицинской школе он познакомил­ся с основами фармакологии, анато­мии и сам производил опыты над животными.

В 1606 г. молодой ученый сдал эк­замен и получил звание доктора юриспруденции.

«Меня толкает вперед любовь к знаниям», – говорил Ванини. Уже будучи доктором, он сел на студен­ческую скамью: поступил в Падуанский университет, который в те годы был центром итальянского свободо­мыслия. Здешние преподаватели от­вергали миф о сотворении мира бо­гом, провозглашали вечность мате­рии и движения. Они считали источ­ником познания опыт и стремились объяснить явления природы и чело­веческой жизни на основе естествен­ных законов. С жадностью впитывал Ванини каждое их слово.

Из Падуанского университета Вани­ни отправился за границу. Он едет в Германию, Чехию, Нидерланды, Швейцарию, Францию, участвует в научных спорах, защищая истину от нападок богословов, как католиче­ских, так и протестантских. Светские и церковные власти преследуют сме­лого философа, и он возвращается в Италию. Однако резкие выступления против папской курии поставили его вновь под угрозу расправы. Вместе со своим другом Джиноккио он бе­жит в Англию.

В июне 1612 г. в одной из церк­вей Лондона Ванини и его друг офи­циально отреклись от католической веры. Больше того, они начали вы­ступать с критикой порядков и в анг­ликанской церкви. Это вызвало гнев архиепископов кентерберийского и Йоркского.

Поведение Ванини и Джиноккио привело к их опале. Они лишились всякой материальной помощи и вы­нуждены были голодать. В январе 1614 г. по приказанию архиеписко­па кентерберийского их бросили в башню лондонской крепости Тауэр и приговорили к смертной казни. Толь­ко влиятельным друзьям-вольно­думцам удалось спасти узников от гибели и помочь им вернуться на континент.

Во Фландрии и Франции за каж­дым шагом Ванини и его друга сле­дила инквизиция: папские послы на­правляли регулярные донесения в Ватикан. Вскоре Ванини и Джиноккио подверглись процедуре покаяния и были отправлены на родину.

С возвращением в Италию начал­ся новый период в жизни Ванини. Его лекции и беседы в Генуе вновь привлекли внимание инквизиции. Она только и искала случая, чтобы распра­виться с проповедником вольнодум­ства. Иезуитам донесли на Ванини, и он был вынужден бежать во Фран­цию. Смелый мыслитель, остроум­ный оратор и блестящий писатель, он не желал склонить голову перед ка­толическими властями.

Джулио Ванини исполнилось 30 лет, когда в Лионе вышла его книга «Амфитеатр вечного провидения» (1615 г.). В ней под видом критики атеистов автор проповедовал безбо­жие; он подробно цитировал древ­них и современных ему вольнодум­цев, тщательно излагал их положе­ния и доказательства и лишь в кон­це давал краткое и явно несостоя­тельное «опровержение». Именно. это сочинение имел в виду Маркс, когда писал, что Ванини приводит ар­гументы, говорящие против атеизма, одновременно «провозглашая ате­изм».

Идеи «Амфитеатра» были поня­ты не только друзьями, но и врагами автора. И вновь Ванини вынужден был скитаться в поисках убежища от инквизиции. Из Лиона он бежит в Италию, оттуда снова во Францию. Здесь, в одном из далеких южных монастырей, он нашел пристанище, но вскоре был изгнан и оттуда.

Постоянные гонения не сломили воли великого мыслителя. В 1617 году, пользуясь временным покровитель­ством одного из придворных, он из­дает в Париже свою вторую книгу – «Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных». Ванини объявляет материю единой, вечной и несотворимой, не оставляет камня на камне от церковной догмы о бес­смертии души, ибо считает мышле­ние и дух порождением природы. «Еще никто не возвращался из цар­ства мертвых, – пишет автор, – но если бы душа была вечной, бог не преминул бы вернуть хотя бы одну из них для того, чтобы осудить и оп­ровергнуть атеизм».

С большим пафосом и глубиной мысли обличал Ванини веру в чуде­са и видения, вещее значение снов, духов и демонов, оракулов и гада­телей, деяния святых и мучеников. «Я отношу все удивительные явления к естественным причинам», – писал он.

Ванини не считал, что люди рели­гиозны от природы. Что же застав­ляет их верить в бога! Каковы при­чины, порождающие религию! От­вет, по мнению Ванини, один – страх.

Джулио Ванини был первым фило­софом в эпоху позднего Средневе­ковья, который возродил теорию древних материалистов о том, что веру в бога породил страх перед не­известными силами природы.

Всемогущий бог, по мнению Ванини, – вымысел. «Если великие пре­ступления и заблуждения не были предупреждены богом, нужно утвер­ждать, что бог совершенно не забо­тится о всех земных делах. Если он не смог их предупредить, занимаясь ими, значит, он не в силах принять действенные меры для пресечения преступлений и зол. Если же он не всемогущий, значит, он не бог».

Не менее резко выступал Ванини и против служителей бога.

Смелый мыслитель понимал пре­красно, что церковь и духовенство заставят его расплатиться за свои идеи. Но в том-то и состоял героизм, великий человеческий и научный подвиг Джулио Ванини, что он, воп­реки страшным угрозам, не склонил­ся перед церковью и умел отстаи­вать истину до последнего дыхания.

В 1617 году его вынудили бежать из Парижа в Тулузу. Ванини снова начи­нает преподавать философию и ме­дицину (под псевдонимом Лючилио). Тогда инквизиция подсылает к нему шпиона. Его арестовали и в феврале 1619 г. решением Тулузского парла­мента (суда) обвинили в «атеизме, кощунстве и нечестии». Ванини был приговорен к смертной казни.

Перед казнью Ванини предложили просить прощения у бога. Но мыс­литель остался верен себе. Он зая­вил: «Нет ни бога, ни дьявола, так как, если бы был бог, я попросил бы его поразить молнией парламент, как совершенно несправедливый и непра­ведный; если бы был дьявол, я по­просил бы его также, чтобы он по­глотил этот парламент, отправив его в подземное царство; но так как нет ни одного, ни другого, я ничего это­го не делаю». Ему вырвали язык, а затем живым сожгли на костре.

Церковь заживо сожгла великого атеиста. Но ей не удалось сжечь его идеи и мечты. Вопреки религии и церкви, многие из них уже стали ре­альностью.

Источник