Джулио Ванини
19 февраля, 1619 г. в Тулузе был заживо сожжен Джулио Ванини, обвиненный в отрицании догматов церкви о бессмертии души и божественности Христа.
Джулио Чезаре Ванини родился в 1585 г. на юге Италии.
Незаурядные способности Ванини побудили его отца направить сына учиться. Он знакомится с учениями философов-вольнодумцев, которые отрицали мифы о бессмертии души и загробной жизни и утверждали вечность материи, ее всеобъемлющий характер; с книгами древнегреческого философа Аристотеля, учение которого всячески искажали средневековые богословы. Ванини расширял круг своих знаний, стремился разобраться во всех явлениях природы и общества.
В Неаполе Ванини изучает философию, астрологию и юриспруденцию. В медицинской школе он познакомился с основами фармакологии, анатомии и сам производил опыты над животными.
В 1606 г. молодой ученый сдал экзамен и получил звание доктора юриспруденции.
«Меня толкает вперед любовь к знаниям», – говорил Ванини. Уже будучи доктором, он сел на студенческую скамью: поступил в Падуанский университет, который в те годы был центром итальянского свободомыслия. Здешние преподаватели отвергали миф о сотворении мира богом, провозглашали вечность материи и движения. Они считали источником познания опыт и стремились объяснить явления природы и человеческой жизни на основе естественных законов. С жадностью впитывал Ванини каждое их слово.
Из Падуанского университета Ванини отправился за границу. Он едет в Германию, Чехию, Нидерланды, Швейцарию, Францию, участвует в научных спорах, защищая истину от нападок богословов, как католических, так и протестантских. Светские и церковные власти преследуют смелого философа, и он возвращается в Италию. Однако резкие выступления против папской курии поставили его вновь под угрозу расправы. Вместе со своим другом Джиноккио он бежит в Англию.
В июне 1612 г. в одной из церквей Лондона Ванини и его друг официально отреклись от католической веры. Больше того, они начали выступать с критикой порядков и в англиканской церкви. Это вызвало гнев архиепископов кентерберийского и Йоркского.
Поведение Ванини и Джиноккио привело к их опале. Они лишились всякой материальной помощи и вынуждены были голодать. В январе 1614 г. по приказанию архиепископа кентерберийского их бросили в башню лондонской крепости Тауэр и приговорили к смертной казни. Только влиятельным друзьям-вольнодумцам удалось спасти узников от гибели и помочь им вернуться на континент.
Во Фландрии и Франции за каждым шагом Ванини и его друга следила инквизиция: папские послы направляли регулярные донесения в Ватикан. Вскоре Ванини и Джиноккио подверглись процедуре покаяния и были отправлены на родину.
С возвращением в Италию начался новый период в жизни Ванини. Его лекции и беседы в Генуе вновь привлекли внимание инквизиции. Она только и искала случая, чтобы расправиться с проповедником вольнодумства. Иезуитам донесли на Ванини, и он был вынужден бежать во Францию. Смелый мыслитель, остроумный оратор и блестящий писатель, он не желал склонить голову перед католическими властями.
Джулио Ванини исполнилось 30 лет, когда в Лионе вышла его книга «Амфитеатр вечного провидения» (1615 г.). В ней под видом критики атеистов автор проповедовал безбожие; он подробно цитировал древних и современных ему вольнодумцев, тщательно излагал их положения и доказательства и лишь в конце давал краткое и явно несостоятельное «опровержение». Именно. это сочинение имел в виду Маркс, когда писал, что Ванини приводит аргументы, говорящие против атеизма, одновременно «провозглашая атеизм».
Идеи «Амфитеатра» были поняты не только друзьями, но и врагами автора. И вновь Ванини вынужден был скитаться в поисках убежища от инквизиции. Из Лиона он бежит в Италию, оттуда снова во Францию. Здесь, в одном из далеких южных монастырей, он нашел пристанище, но вскоре был изгнан и оттуда.
Постоянные гонения не сломили воли великого мыслителя. В 1617 году, пользуясь временным покровительством одного из придворных, он издает в Париже свою вторую книгу – «Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных». Ванини объявляет материю единой, вечной и несотворимой, не оставляет камня на камне от церковной догмы о бессмертии души, ибо считает мышление и дух порождением природы. «Еще никто не возвращался из царства мертвых, – пишет автор, – но если бы душа была вечной, бог не преминул бы вернуть хотя бы одну из них для того, чтобы осудить и опровергнуть атеизм».
С большим пафосом и глубиной мысли обличал Ванини веру в чудеса и видения, вещее значение снов, духов и демонов, оракулов и гадателей, деяния святых и мучеников. «Я отношу все удивительные явления к естественным причинам», – писал он.
Ванини не считал, что люди религиозны от природы. Что же заставляет их верить в бога! Каковы причины, порождающие религию! Ответ, по мнению Ванини, один – страх.
Джулио Ванини был первым философом в эпоху позднего Средневековья, который возродил теорию древних материалистов о том, что веру в бога породил страх перед неизвестными силами природы.
Всемогущий бог, по мнению Ванини, – вымысел. «Если великие преступления и заблуждения не были предупреждены богом, нужно утверждать, что бог совершенно не заботится о всех земных делах. Если он не смог их предупредить, занимаясь ими, значит, он не в силах принять действенные меры для пресечения преступлений и зол. Если же он не всемогущий, значит, он не бог».
Не менее резко выступал Ванини и против служителей бога.
Смелый мыслитель понимал прекрасно, что церковь и духовенство заставят его расплатиться за свои идеи. Но в том-то и состоял героизм, великий человеческий и научный подвиг Джулио Ванини, что он, вопреки страшным угрозам, не склонился перед церковью и умел отстаивать истину до последнего дыхания.
В 1617 году его вынудили бежать из Парижа в Тулузу. Ванини снова начинает преподавать философию и медицину (под псевдонимом Лючилио). Тогда инквизиция подсылает к нему шпиона. Его арестовали и в феврале 1619 г. решением Тулузского парламента (суда) обвинили в «атеизме, кощунстве и нечестии». Ванини был приговорен к смертной казни.
Перед казнью Ванини предложили просить прощения у бога. Но мыслитель остался верен себе. Он заявил: «Нет ни бога, ни дьявола, так как, если бы был бог, я попросил бы его поразить молнией парламент, как совершенно несправедливый и неправедный; если бы был дьявол, я попросил бы его также, чтобы он поглотил этот парламент, отправив его в подземное царство; но так как нет ни одного, ни другого, я ничего этого не делаю». Ему вырвали язык, а затем живым сожгли на костре.
Церковь заживо сожгла великого атеиста. Но ей не удалось сжечь его идеи и мечты. Вопреки религии и церкви, многие из них уже стали реальностью.