Атеист Н.А. Добролюбов

http://se.uploads.ru/t/C53zx.jpg

Николай Александрович Добролюбов родился в семье бедного свя­щенника в Нижнем Новгороде 5 февраля (24 января) 1836 г. Родители прочили ему духовную карьеру, но уже в семинарии Доб­ролюбов проявляет интерес к философии и естествознанию, разделяя взгляды материалистов на мир и отвергая религиозное миросозерцание. В 1853 г., не окончив последнего курса семинарии, вопреки воле роди­телей, Добролюбов уезжает в Петербург и поступает на историко-фи­лологический факультет Главного педагогического института. Именно здесь окончательно формируются взгляды Добролюбова. Материалисти­ческая философия Л. Фейербаха кажется ему наиболее соответствующей истине. Добролюбов в это время критически изучает теории утопических социалистов и, разделяя их принципы устройства будущего общества, отвергает, однако, реформу как путь этого переустройства. Вокруг Доб­ролюбова организуется студенческий кружок, который занимается изуче­нием современных философских теорий. Неизгладимый след в сознании Добролюбова оставляют статьи Н.Г. Чернышевского в «Современни­ке». Летом 1856 г. состоялось их личное знакомство. Чернышевский бы­стро определил незаурядный талант своего нового друга и в 1857 г., пос­ле окончания Добролюбовым института, ставит его во главе литератур­но-критического отдела «Современника».

Добролюбов становится критической совестью русской литературы. Стремление создать в литературе «партию народа», сделать литературу подлинным учебником жизни, проводником передовых идей, борьба с либералами, с идеалистическими течениями, защита и обоснование кри­тического реализма, гоголевского направления в литературе, развитие материалистической философии - вот многогранное содержание деятель­ности Добролюбова. Через препоны цензуры он проводил идею револю­ционного переустройства общества. Для нас, отмечал В.И. Ленин, «до­рог этот писатель, страстно ждавший восстания против «внутренних турок» - против самодержавного правительства». В просвещении, в разоблачении оков невежества, бесправия Добролюбов видел средство подготовки революции.

Материалистическое мировоззрение Добролюбова было основой его атеистических взглядов. В религии он видел обман народа и разобла­чал церковь как прислужницу самодержавия и эксплуататорских клас­сов. Гнет цензуры не давал ему возможности выразить свои взгляды открыто, и Добролюбов прибегает к иносказанию: он разоблачает буд­дизм и мусульманство, вскрывая в действительности реакционную сущ­ность христианства, православия.

Он показывает земное происхождение религии. Страх перед грозны­ми явлениями природы, невежество древних людей, обожествление ими собственных способностей породили религиозную веру, утверждает он. Вера противоречит науке, закрепощает волю человека, делает из него покорного исполнителя. С особой силой Добролюбов нападает на прин­цип предопределения, оправдывающий, по сути дела, существующий порядок, где процветают неравенство и несправедливость. «Жрецы из обыкновенных смертных делаются посредниками между божеством и людьми, - писал он, - самовластно распоряжаются свободою боязли­вых невежд, прикрывая собственный произвол волею богов». Богословы учат видеть в мире заранее предначертанную цель, причем не в самом предмете, а вне его: «дождь идет для того, чтобы трава на земле росла; трава растет затем, чтобы скот мог пастись; скот существует, чтобы че­ловек мог есть его; человек ест для того, чтобы иметь возможность от­правлять ту обязанность, к которой призван своим рождением». Бога­тые существуют для того, продолжает Добролюбов, чтобы помогать бедным; бедные же для того, чтобы быть предметом великодушия бога­тых. Этот взгляд очень успокоительный: в мире все мило устроено и поставлено на своем месте, «все принимает розовый оттенок, дышит та­ким удобством и довольством», - саркастически замечает Добролюбов. Такой взгляд неприемлем для русского юношества, он вообще вреден и ложен по самой своей сути, гневно заключает он.

Добролюбов неоднократно подчеркивал связь религии с политиче­ской жизнью общества. Религия - явление историческое, утверждал он. Она возникла в обществе и всегда служит угнетателям. В статьях, напи­санных за границей, Добролюбов указывал на связь церкви с королев­ской властью: католическая церковь «сделалась не поборницею правды и братской любви, а рабою сильных мира сего, предательницею и обман­щицею меньших братьев».

Добролюбов, как и все революционные демократы, остался идеалис­том в понимании общественного развития, он не видел социальных кор­ней религии и поэтому часто высказывал мысль, что просвещение яв­ляется основным средством уничтожения религиозной веры. Историче­ская заслуга Николая Александровича Добролюбова - в страстной пропаганде научных знаний, в убеждении, что воспитание нового человека связано прежде всего с изменением общественного строя России.

Трудное материальное положение (после смерти отца вся забота о большой семье легла на плечи юноши) и лихорадочная, неутомимая работа подорвали здоровье Добролюбова. Он заболел туберкулезом. Ни лечение в России, ни поездка за границу не помогли. Добролюбов скончался 29(17) ноября 1861 г.

«Лучшего защитника в нем потерял русский народ», - писал Н.Г. Чер­нышевский.

Источник