Атеист Поль Лафарг

http://sf.uploads.ru/t/8KML6.jpg

15 января 1842 года - родился французский экономист и политический деятель, один из крупных марксистских теоретиков, атеист Поль Лафарг. Предлагаем читателям нашего сайта познакомиться с атеистическими взглядами и деятельностью этого выдающегося человека.

Поль Лафарг- друг и ученик Маркса и Энгельса - был одним из вы­дающихся деятелей фрацузского и международного рабочего движения, талантливым защитником и блестящим пропагандистом марксистского учения.

Франц Меринг отмечал: «Маркс обрел в Лафарге… способного и уме­лого помощника, верного хранителя его духовного наследства».

Родился Лафарг в 1842 г. в семье французского виноторговца на острове Куба в городе Сант-Яго. В 1851 г. семья вернулась во Францию. Получив среднее образование в Бордо, Поль Лафарг поступил на ме­дицинский факультет Парижского университета. Лафарг очень рано включается в революционную деятельность: уже в 1865 г. он становится одним из видных руководителей студенческого движения, а в 1866 г. входит в состав Генерального совета I Интернационала. Руководитель пролетариев города Бордо во время Парижской коммуны, Лафарг вы­нужден после падения Коммуны переехать сначала в Испанию, затем в Лондон. Но, где бы он ни находился, он везде и без остатка отдавался революционной борьбе, пропагандируя марксизм, разоблачая анархизм и прудонизм, осуществляя организационные и идейные связи социал-демократических организаций.

В 1880 г. Лафарг возвратился во Францию и возглавил Рабочую пар­тию, программа которой была выработана при содействии Маркса.

Являясь до конца своих дней одним из руководителей Рабочей пар­тии Франции, руководящим деятелем II Интернационала, Лафарг пуб­ликует, особенно в 80-е годы, много статей в защиту и развитие марк­сизма.

Лафарг был воинствующим пролетарским атеистом и посвятил ряд работ разоблачению реакционной роли религии.

Еще в 1865 г. Лафарг выступил на Льежском студенческом конгрессе с большой атеистической речью «Об атеизме, революции и социализме».

В опубликованной в 1866 г. «Энциклике святейшей якобинской церк­ви, единодержавной и единоипостасной» Лафарг выступает от имени молодежи, которая «начертала на своем знамени ужасные слова: атеизм, революция, социализм», которая «…не хочет никаких богов - ни гип­совых, ни деревянных, ни живых с живой плотью и кровью».

В этой работе, подчеркивая лишь противоположность науки и рели­гии, разума и веры, показывая, что религия приносит вред, Лафарг еще не раскрывает сущности религии.
В дальнейшем, по мере изучения и усвоения марксистских идей, вы­сказывания Лафарга по вопросам религии приобретают более научную форму.

Отстаивая марксистский взгляд на религию как на форму общест­венного сознания, существование которой определяется специфическими условиями жизни общества, Лафарг подчеркивает необходимость для марксистского исследования вскрывать материальные корни религиоз­ных верований. Все религиозные представления, отмечает Лафарг, сколь бы фантастическими они ни были, представляют собой невероятно искаженное отражение реальных, земных отношений. И эти земные отношения, материальные отношения людей друг к другу и к природе, определяют возникновение, существование, роль религии.

В статье «Эволюция - революция» (1880 г.) Лафарг развивает по­ложения Энгельса о социальной обусловленности религии. «…Когда в обществе, основанном на равенстве, человек будет господствовать над силами производства и обмена, когда вместо того, чтобы бессознательно суетиться, он будет их сознательно направлять, «тогда только исчезнет последняя внешняя сила, которая ныне отражается в религии, и рели­гиозное отражение исчезнет по той простой причине, что нечего будет больше отражать».
В этой же статье Лафарг подчеркивает ограниченность, близорукость буржуазных атеистов, считавших религию выдумкой ловких мошен­ников.

Религия играет важную роль в эксплуататорском обществе, она нуж­на правителям. Лафарг в острых статьях, в памфлетах вскрывал соци­альную функцию религии как опиума народа.

Большое внимание Лафарг уделял проблемам происхождения рели­гии. Этим вопросам посвящены статьи «Происхождение и эволюция по­нятия души», «Вера в бога», «Миф об Адаме и Еве», «Обрезание, его социальное и религиозное значение», «Миф о непорочном зачатии», «Миф о Прометее». Руководствуясь марксистской методологией, Лафарг счи­тал, что для успешной борьбы с религией необходимо -прежде всего вы­яснить, «каким образом и почему проникли в человеческую голову, уко­ренились в ней и развились вера в бога и спиритуалистические воз­зрения».

В основе понятия бога лежит, по мнению Лафарга, понятие души, которое возникает на ранней стадии развития человеческого общества. Используя большой этнографический материал, Лафарг в статье «Про­исхождение и эволюция понятия души» стремится объяснить те особен­ности мышления первобытного человека, которые породили представле­ния о душе.

Представление о душе, по мнению Лафарга, возникает у дикаря как результат его размышлений над сновидениями. Души умерших людей образуют невидимый мир духов. Дикарь считает, что, воздействуя на них, он может оказывать воздействие и на природные явления. Возникает культ как система действий и молитв, адресованных к сверхъестествен­ным существам с целью заручиться их помощью. Здесь возникает жре­чество. Слабостью взглядов Лафарга на происхождение религиозных верований является то, что он в данном случае отвлекается от социаль­но-экономических факторов, не учитывает то реальное бессилие перво­бытного человека в борьбе с природой, которое-составляет главную при­чину возникновения религиозных верований.

В этой же статье Лафарг рассматривает возникновение понятия о рае, об аде и представления о душе и загробной жизни у ранних хри­стиан. Понятие о рае возникло из стремления дикарей отправить куда-то подальше от своих поселений души умерших, чтобы они не причиняли ему бед. С возникновением классов изменяется и представление о за­гробной жизни; возникают представления о рае как вознаграждении за земные страдания и аде как наказании за грехи.

Рассматривая идеологию раннего христианства, Лафарг убедительно показывает, что оно ничего не изобретало заново, что его представления об аде, рае, душе, загробном воздаянии были заимствованы из более ранних религий. Лафарг дает глубокую классовую оценку раннего хри­стианства: «Оно сумело воспринять ненависть неимущих к имущим и успокоить в то же время имущих, отложив до будущей жизни вырав­нивание несправедливостей судьбы, вознаграждение добродетелей и уравнивание положений и благополучия. Несмотря на свои первона­чальные демократические замашки, оно было предохранительным клапа­ном для имущих классов».

Евангельский рассказ о непорочном зачатии Лафарг сводит к реаль­ным земным отношениям. На большом этнографическом материале Ла­фарг показывет, что почти у всех народов - в Риме, в Египте, в Финляндии-существовали мифы о непорочном зачатии. Первоначаль­но, считает Лафарг, девственницей, девушкой именовались все женщи­ны, не состоящие в браке, в том числе и родившие внебрачных детей. Эти-то возникшие в древние времена представления об однополом дето­рождении нашли свое проявление и в мифе о чудесном рождении Христа.

Лафарг в своих статьях и памфлетах беспощадно разоблачал като­лицизм и Ватикан, союз церкви и капитала, направленный против рабоче­го класса.

В памфлете «Пий IX в раю» Лафарг вскрывает тесную связь капита­ла и Ватикана. Карикатурно изображая фигуры небожителей и пре­святой троицы, автор показывает бога-отца выжившим из ума ста­риком, Иисуса - дураком и фатом, а святого духа - болтуном и трусом.

В памфлете «Религия капитала» Лафарг высмеял попытки напуган­ных революционным движением капиталистов и их идеологов подновить, подчистить религию. Описывая вымышленный Лондонский конгресс, соз­ванный с целью «сообща изыскать наиболее действенные средства к приостановлению грозного нашествия социалистических идей», Лафарг создает целую галерею сатирических образов.

Один из делегатов конгресса провозглашает нового истинного бога: «Единственная религия, которая в состоянии отвечать потребностям момента, это - религия Капитала. Капитал - реальный бог, вездесу­щий, проявляющийся во всех формах… Капитал - бог, которого каждый знает, видит, осязает, обоняет, вкушает». И под восторженные вопли присутствующих папский легат в порыве божественного экстаза вос­клицает: «Сотрем с лица земли все религии прошлого, забудем нацио­нальную ненависть, религиозные распри, объединимся душой и серд­цем, чтобы сформулировать догматы новой религии, религии Капи­тала».

В якобы принятом конгрессом «Катехизисе трудящихся» Лафарг с сарказмом показывает мечту всех капиталистов об идеальном рабочем, покорном, смиренном, верующем лишь в могущество Капитала и безро­потно несущим свои тяжкие обязанности перед ним.

Раскрывая всю бесчеловечность религии Капитала, Лафарг тем самым подвергает критике и существующие религии, в том числе и христиан­ство, которые также освящают все низости и несправедливости ка­питалистических порядков. Одновременно Лафарг в острой сатири­ческой манере критикует капиталистический строй и буржуазную мораль.

Атеистические статьи Лафарга, особенно его памфлеты, и в настоя­щее время остаются острым и действенным средством в борьбе с религией.

Источник