Антиклерикализм в Пакистане
Удивительно, но антиклерикальные движения есть в странах, где ислам является официальной религией, и где, помимо правительства, боевики-исламисты устраивают расправы над инакомыслящими.
Само движение по понятным причинам в основном закрытое. Ведь официально в стране порядка 96% населения – сторонники ислама.
Несмотря ни на что, все-таки в Пакистане есть один человек, который поражает своей смелостью. Несомненно, это Малала Юсуфзай. Эта девочка, который сейчас всего 17 лет, уже с 2009 года открыто выступает против мракобесия и за достойное образование для женщин всего мира.
Совершенно ясно, что подобная деятельность небезопасна для жизни, тем более что само государство – свора мракобесов. Однако первые записи в блогах, где Малала осуждала исламистов, были в целом в интересах государства (т.е. исламисты пытались взять власть у более «умеренных» исламистов), поэтому когда правительство отбило у талибов долину Сват, то Малала получила награду за описание событий.
Вероятно, официальные власти не имели к ней претензий по той причине, что мировая общественность была заинтересована в новостях от нее. Ее храбрость в действительности поражала многих. Ведь когда она начинала свою правозащитную деятельность, ей было всего лишь 11 лет.
Таким образом, западная общественность постоянно ждала от нее статьи, у нее брали интервью. Она же всегда старалась указать миру на то, что происходит в исламских странах. Ведь речь даже идет не только об образовании, но и о правах в целом.
В 2012 г. Малала присоединилась к Международной марксистской тенденции и на 32-ой конгрессе пакистанских марксистов отправила письмо следующего содержания:
«Я убеждена, что социализм является единственным решением, и я призываю всех товарищей вести эту борьбу до победного конца. Только это освободит нас от цепей фанатизма и эксплуатации».
Совершенно ясно, что такие крамольные взгляды вызывали ненависть со стороны не только радикальных группировок, но и со стороны официального правительства, которое формально одобряло деятельность правозащитницы, но фактически же она была неприкосновенна из-за общественной реакции запада, а людей с аналогичными взглядами часто арестовывали.
В октябре 2012 года террористы остановили автобус, в котором Малала возвращалась домой из школы, нашли ее и выстрелили в упор. Пуля прошла через голову, шею и вышла навылет через плечо. Очевидно, что боевики это планировали заранее, и посчитали, что убили ее, однако нет. Она была в критическом состоянии, но все-таки выкарабкалась (хотя изначально шансы были невелики).
Затем событие стало общеизвестным. Правительство формально осудило деятельность исламистов, а для Малалы был организован перелет в Великобританию на лечение. Где в скором времени состояние стабилизировалось.
Малала после выздоровления заявила, что ни в коем случае не прекратит свою деятельность, а будет еще активнее выступать за права угнетенных. Она много раз выступала на западе, и в то же время получила премию имени Анны Политковской и премию имени Сахарова.
А в 2014 году совместно с Кайлашом Сатьяртхи стала лауреатом Нобелевской премии мира:
«за их борьбу против подавления детей и молодых людей и за право всех детей на образование».
В самом Пакистане находится все больше сторонников Малалы. Многие популистские политические силы фактически сегодня уже открыто выражают взгляды, похожие на взгляды юной правозащитницы. И кто знает, возможно, что в будущем секуляризм в Пакистане все-таки возобладает. Тем более что происламская партия Пакистана явно теряет свои позиции (если судить по последним парламентским выборам), а побеждает светская партия.
Исламисты же открыто заявляют в своих изданиях и интервью, что:
«Если у нас появится ещё один шанс, мы обязательно убьём её. Ислам запрещает убийство женщин, но можно сделать исключение для тех, кто поддерживает неверных в их войне против нашей религии».
Все те же «оскорбления чувств верующих».