Жертва репрессий: Виталий Багинский
Очень часто сегодня говорят о неких «гонениях» на церковников, которые имели место в начальный советских период, а также в 30-е годы. Часто ради подтверждения этого мифа используется откровенная ложь. В частности, заявления о том, что все эти убитые священники якобы «погибли за веру». Так ли оно было в действительности, учитывая тот факт, что не было ни одной статьи, где бы значилось, что конкретный поп обвиняется в «вере».
На самом деле основной мотив – политический. Многие попы присоединились к белогвардейцам и периодически принимали прямое участие в боевых действиях. В основном именно их затронули репрессии. Большинство попов после декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви просто вышли из церкви, поскольку государство перестало платить. А поскольку посещение церкви перестало быть обязательным, то и прихожане массово вышли.
Ну а затем наиболее предприимчивые быстренько «забили» себе наиболее выгодные места в городах, а для большей части попов никакой «работы» не осталось. Собственно, из-за этого произошел раскол на различных «живоцерковников», «обновленцев» и проч. и проч.
Не удивительно, что этих церковников, которые продолжали воевать за торговые точки на территории советской России, сами репрессии особо не затронули, несмотря на тот факт, что многие т.н. староцерковники все же занимались антисоветской деятельностью.
В общем, стоит вспомнить одного репрессированного попа, который отличился активной деятельностью. В данном случае речь идет о священнике Виталии Багинском. До революции – обычный поп. Когда он понял, что царизм дышит на ладан, то тут же примкнул к партии кадетов и стал активным агитатором.
Поп не прогадал, и за свою позицию получил достаточно много выгод, поскольку именно кадеты в основном формировали первый состав Временного правительства. Однако временное правительство не продержалось у власти долго. Ведь его затем сменили т.н. социалисты во главе с Керенским, ну а затем была Октябрьская революция.
Ясно, что данный поп, будучи политическим деятелем, занял достаточно жесткую позицию по отношению к большевикам, тем более что они отказались содержать священную свору. Так что он был настроен на то, чтобы поставить у власти других людей, которые бы согласились поддерживать религиозное мракобесие за счет правительства. Не удивительно, что он сразу же примкнул к евгащинским купцам I гильдии и другим подобным объединениям для уничтожения Советской России.
Собственно, конечно, его интересовало не только уничтожение Советской России, но и доступ к денежным средствам, поскольку его действительно сделали посредником, и он участвовал в обсуждениях, когда создавали союз кредитного товарищества «Союз-Банк» в городе Тара.
Затем становится членом Тарской земской управы и все больше укрепляет свое положение. Из-за чего быстро становится постоянным председателем, а затем и управляющим союза кредитного товарищества «Союз-Банк», начинает перераспределять средства на антисоветскую деятельность.
В скором времени в кредитное товарищество вошли бывшие офицеры российской армии и еще несколько попов, т.е. некая «элита». Отсюда и начинается формирование белой армии в городе. В период гражданской войны поп стал ни много ни мало командиром боевого отряда. И его деятельность представляет особый интерес.
Поп способствовал срыву мобилизации в красную армию. Особо ему помогал в этом полковник Рубцов. Все работало за счет купцов, иностранных «сочувствующих», эмигрантов и др. подобных деятелей. На некоторое время группировка попа Багинского сумела взять под контроль значительные территории. Часто эти люди совершали набеги в разные районы. Там они фактически грабили население, набирали в свои отряды «добровольцев», а также физически уничтожали тех, кто демонстрировал хоть какое-нибудь сочувствие по отношению к большевикам. Это типичная православная мораль. Вряд ли на этой территории сохранялась свобода вероисповедания.
В скором времени генерал Колчак уговорил церковь наградить Багинского наперсным крестом. В ответ поп перевел Колчаку 200000 рублей из кассы тарского «Союз-Банка». Стоит отметить, что для того времени это очень значительная сумма. Поп серьезно спонсировал белое движение и верил в его победу.
Некоторые сведения из материалов суда:
8 сентября 1919 года Багинский арестовал 9 крестьян, заподозренных в сочувствии к большевикам. Пятерых вывели за деревню и медленно зарубили шашками. Остальных он запер в амбаре и ждал, когда они умрут от жажды и голода.
Багинский выехал в деревню Михайловку, собрал сход и заставил крестьян присягнуть Колчаку. 11 человек, не принявших присягу, он арестовал, и несколько суток по его приказу крестьян пытали и пороли, а после расстреляли.
В сентябре 1919 года карательный отряд Багинского в деревне Нижнеколосовке арестовал за неявку по мобилизации 37 крестьян. Их целую ночь пытали и пороли, а утром сын Багинского вывел их за околицу и расстрелял.
Всего за 1918-1919 годы при выездах в деревни с карательным отрядом Багинский лично расстрелял 163 человека и арестовал 132. Но это только часть жертв Багинского, то, что было доказано на суде. По процедурно недоказанным показаниям свидетелей число лично убитых Багинским превышает 600 человек.
Собственно, сам поп хотел «всего лишь» сохранить то положение, которое было актуально во времена царизма, когда действовали законы, по которым карали в той или иной мере тех, кто отказывался от православного культа и отказывался платить. Несомненно, тот идеал, за который сражался поп, вполне соответствовал его чаяниям. Да и сам период был для попа наиболее продуктивным. Некие «перегибы» на местах вряд ли останавливали представителя культа, поскольку иначе действовать нельзя.
Примечательно в этой истории то, что поп вовсе не эмигрировал, как это сделали многие его коллеги, он просто переехал в город Минусинск Минусинского уезда Енисейской губернии в 1919 году.
Гражданская война завершилась, а он спокойно продолжал работать служителем культа. Никто и не догадывался, что данный человек – тот самый поп, которого наградили церковники по настоянию Колчака.
Уже почти сразу данный поп становится заведующим свечным заводом, и в целом он устроился очень даже неплохо при советском режиме. В период НЭПа поп стал хорошим другом нэпманов и даже сумел добиться того, что стал председателем местного совхоза. Собственно, он пировал во всех смыслах этого слова, и против новой власти не выступал. Ведь, очевидно, у него были и деньги, и необходимые связи, так что он вполне приспособился.
Но ему не повезло, поскольку в 1927 году ОГПУ проводило проверку в местности, и поп был опознан. Вероятно, чекистов очень удивил тот факт, что поп остался в России, поскольку ранее считалось, что он уехал с остальными. Он же просто сменил место жительства, причем уехал не очень-то и далеко. Т.е. он скрывался 8 лет.
Ясно, что начался судебный процесс. Его обвинили в преступлениях против советской власти и в убийстве мирных жителей, поскольку данный поп отличился тем, что убивал крестьян, которые были против того, чтобы воевать в его отряде, либо же против того, чтобы отдавать последнее сему дармоеду.
Местные жители, которые застали за делами сего индивида, свидетельствовали о злодеяниях. Этого вполне хватило для того, чтобы Багинский получил высшую меру.
И в целом-то, конечно, совершенно ясно, что репрессировали этого человека явно не за веру. И подобных примеров было достаточно много в период гражданской войны и во время изъятия церковных ценностей. Учитывая тот факт, что многие попы избежали какой-либо ответственности, можно предположить, что все-таки для казни любого священника нужны были достаточно веские основания. Если бы казнили вообще всех, то, во-первых, попов бы вообще не осталось, а во-вторых, патриарх Тихон и будущий патриарх Сергий уж наверняка были бы среди первых претендентов. Да и к тому же чего стоит последующая, после массовых убийств, деятельность Багинского, когда тот, будучи священником, сумел стать главной свечного завода, а затем даже председателем совхоза. Не очень это похоже на гонения.