Л.А. Гриффен: «Сегодня религия реакционна во всех своих формах»
На этот раз вниманию наших читателей, в рубрике «Интервью», мы предлагаем встречу с известным украинским атеистом, с которым ранее посетители Украинского атеистического сайта уже имели возможность познакомиться по ряду лекций и круглых столов. В гостях у нас побывал доктор технических наук, профессор, академик Академии наук высшей школы Украины, Академии инженерных наук Украины, Академии инженерных наук РФ, ведущий научный сотрудник Центра памятниковедения НАНУ и Украинского общества охраны памятников истории и культуры, автор более двухсот научных трудов и изобретений, Леонид Александрович Гриффен.
– Леонид Александрович, сегодня, с приходом новой власти, мы наблюдаем изменения не только в политической, но и в религиозной жизни страны. Введение капелланской службы, усиление духовного воспитания в учебных заведениях, публичная демонстрация высших государственных чиновников своей приверженности к прозападным религиозным организациям, таким, как УПЦ КП, УГКЦ и протестанты. Какая причина этих изменений?
– «Возрождение» религии на постсоветском пространстве в целом вызвано резким ухудшением условий жизни наших людей во всех отношениях: экономическом, политическом, нравственном, образовательном и т.п. Результат – чувство бессилия, растерянность и стремление хотя бы психологически «укрыться» от «новой жизни». В ход идут «вещизм», «попсовое» искусство, алкоголь, наркотические вещества и т.п. Ну и, прежде всего, отработанное и привычное средство («опиум народа») – религия. Соответственно эти же средства используются и компрадорской буржуазией для укрепления своего господства. Разумеется, относительного, ибо компрадоры всегда – только своего рода представители колониальной администрации. Сегодня они полностью превратились в западных (прежде всего американских) марионеток. Соответственно выбираются и формы воздействия, в том числе и религиозного (включая и гонения на православие). Разумеется, сегодня религия реакционна во всех своих формах, но мы живем в цивилизации, формирование которой в значительной мере базировалось на идеологических основах православия. Стремление и в идеологическом отношении подчинить нашу цивилизацию западной выливается также и в стремление заменить православие различными религиозными течениями западного происхождения.
– Как вы считаете, что необходимо сделать атеистам, чтобы в будущем светское общество не страдало от активного давления со стороны религиозных организаций? Как, вообще, победить клерикализм?
– Сама по себе борьба с религиозным мировоззрением (безусловно, необходимая), а тем более с религиозными организациями к этой цели не приведет. Колониальные условия нашей жизни неизбежно будут у многих порождать стремление «укрыться» в религии, что и является опорой клерикализма. Поэтому атеистам нужно помнить, что их деятельность самым непосредственным образом должна коррелировать с борьбой за нашу социалистическую цивилизацию. Безусловно, стремление ослабить клерикализм (и прежде всего государственный клерикализм) – благая цель всегда, и в борьбе за ее достижение следует применять весь комплекс способов и средств, столетиями отрабатываемых атеистами. Но именно ослабить; победить его можно только вернувшись на путь социалистического развития.
– Леонид Александрович, сейчас мы наблюдаем достаточно ощутимый спад религиозности на Западе, в то время как на Украине, в России и других республиках бывшего атеистического СССР, религиозное влияние наоборот нарастает. Почему так происходит?
– Здесь фактически два вопроса: «у них» и «у нас». Но в обоих случаях дело в общественной функции религии, состоящей, в частности, также в удовлетворении общественных потребностей человека. Большую часть своего пути эгалитарное человечество прошло без религии. Религия появляется с появлением социального неравенства, кроме всего прочего усложнившего для большинства удовлетворение общественных потребностей (прежде всего в общении и самоутверждении). Социальное разобщение достигает максимума в феодальном обществе, в котором компенсирующая роль религии (главным образом монотеистической) делает ее идеологической основой. Капитализм, обобществляя производство, определенным образом преодолевает социальное разобщение, по мере чего формируется новая (буржуазная) идеология. Но поначалу она, как справедливо отмечал Энгельс, также имеет религиозную форму – протестантизм. Сейчас капитализм достиг своей высшей стадии, и религиозная форма постепенно изживается (хотя еще далеко не изжита). У нас же произошел «откат», причем даже не в капитализм в его западной составляющей (вершине капиталистического «айсберга»). Мы «откатились» в ту его составляющую – «подводную часть», – которая обеспечивает капитализму «плавучесть», т.е. в эксплуатируемую часть мира с множеством рудиментов феодализма (что касается и религии). Став фактической колонией, «откатились» экономически и политически, а соответственно и идеологически. Отсюда и «возрождение» религии.
– Леонид Александрович, как вы считаете, можно ли быть верующим человеком и при этом придерживаться коммунистических взглядов?
– Частично – да. Стремление избавить трудящихся от эксплуатации не впрямую зависит от мировоззрения. Да и людей честных и совестливых у нас все еще достаточно, и верующие тут не исключение. Но быть коммунистом – это прежде всего стремиться к общественному прогрессу. Ленину принадлежат слова о том, что дело общественного прогресса выше дела рабочего класса. Если религия – рудимент еще феодального общества, то о каком прогрессе может идти речь? Ну и по ленинским же словам, коммунистом можно стать, только овладев всеми достижениями человечества (в том числе и научными, несовместимыми с религией). Потому верующие люди «коммунистических взглядов» – наши попутчики, но не коммунисты в полном смысле этого слова.
– И в заключении, что бы вы пожелали, в это нелёгкое время, молодым атеистам Украины и других стран?
Оптимизма, веры (!) в конечный успех своего чрезвычайно важного дела. И поисков новых путей его достижения. Прежде всего, следует помнить, что хотя разоблачение антинаучности религиозных воззрений сохраняет и будет дальше сохранять важнейшее значение, его недостаточно для получения реальных результатов. Человек действительно homo sapiens, но разум в его жизни выполняет только служебную роль. Главное, что он – homo socialis, часть социума – прежде всего за счет эмоциональных связей. А по Павлову, «эмоция это то, что направляет вашу жизнь». Более того, по словам Гельвеция, сам «разум остается бездействующим, пока эмоции не приведут его в движение». Красота, любовь, сочувствие, сопереживание, доверие – могучие средства единения людей. Церковники используют их в своем «охмуреже». Но религия, по справедливому замечанию Маркса, «отнимает у другого человека то, чем я ему обязан, чтобы передать это богу». Ибо любая религия индивидуалистична по определению, и прежде всего это касается религии христианской, цель которой – личное «спасение», а все остальное – только средство. Для коммуниста же цель – счастье людей. Используйте это в своей атеистической деятельности!
Беседовал Максим Светляченко.