В стране родилась ёлочка
В газете «Правда» от 28 декабря (1935) была опубликована заметка члена ЦК ВКП(б), кандидата в члены Политбюро ЦК, 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Петровича Постышева: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» Вот её текст: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!»
После публикации этой статьи во всех городах СССР открылись ёлочные базары, где каждый мог приобрести пушистую красавицу. В стране наладили производство ёлочных украшений, свечей, электрогирлянд, подарочных пакетов со сладостями. Одна из первых новогодних ёлок была организована в Харькове, тогдашней столице Советской Украины, в недавно открывшемся Дворце пионеров и октябрят. Но самой грандиозной стала громадная ель, привезенная из подмосковного лесхоза и установленная в Колонном зале Дома Союзов в Кремле. У входа в зал детей встречали Дед Мороз и Снегурочка, которые вручали подарки и выдавали поощрительные призы. Пришедшие на праздник шли в затейные комнаты с розыгрышами и аттракционами. И дети, и взрослые – все были счастливы.
Однако в первые годы Советской власти ёлка была не в почёте. Причина заключалась в дореволюционных рождественских празднествах, оплетенных старорежимными поповскими обычаями. Учитывая ожесточённое сопротивление церковников социалистическому строю и образу жизни, во второй половине 1920-х годов на ёлку был наложен запрет как на буржуйскую забаву и элемент религиозного обряда. Вне сомненья, святочные рассказы «с чертовщиной» пагубно действовали на здоровье и воспитание детей. «Религиозные родители под видом «веселой ёлки» навязывают детям «боженьку» и другие небылицы. Большой вред приносит культ ёлки лесам. Вместо того чтобы ставить ёлку на крест, поставим крест на ёлку!» – писал в те годы журнал «Огонёк». «Праздновать рождество – значит праздновать рабство с невежеством!», – поясняла «Комсомольская правда». А в «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни» (1927 года) говорилось о том, что «Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» Ёлочкой и «добрым» Дедом Морозом, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». «Все мы должны бороться против ёлки», – призывал детский журнал «Чиж». А «Юный натуралист» публиковал статьи под названием: «Вред рождественской ёлки», «Рождество Христово – поповская сказка», предлагая «не тратить ни копейки на этот праздник». Речитативом тех лет стали слова детского поэта Александра Введенского: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов».
26 августа 1929 года, в связи с Постановлением Совнаркома СССР «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР», Рождество превратилось в обычный рабочий день. Это было крупным завоеванием на пути организации рабочего быта на новых культурных социалистических началах. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка.
Однако, в связи со всеобщим подъёмом народного образования и культуры, запрет на ёлку продолжался недолго, всего 6 лет. Уже в конце 1934 года И. В. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник, получивший официальное название – Новый год. С его введением пушистое, разукрашенное дерево, предстало в новом качестве – не как рождественское, а как новогоднее, верхушку которого вместо Вифлеемской – увенчал символ Советской власти – красная пятиконечная звезда. На смену религиозным ёлочным украшениям, изображавшим ангелочков, младенцев в колыбели и других библейских персонажей, пришли советские игрушки в форме гимнастов, акробатов, пионеров, буденовцев, красноармейцев, тракторов и дирижаблей. Появились игрушки-подвески в форме звёзд с серпом и молотом. Кстати, именно на советской ёлке Дед Мороз оказался в компании своей внучки и помощницы – Снегурочки (до этого она была персонажем народных сказок, не имеющих никакого отношения к Новому году).
Было выпущено множество пособий с литературными сценариями, образцами маскарадных костюмов, инструкциями по изготовлению самодельных игрушек. Дети и взрослые с увлечением вырезали снежинки, мастерили игрушки, клеили гирлянды из красных флажков.
Новогоднее представление 1960-х годов
Зачастую Новогодний праздник сопровождался бал-маскарадом. Костюмы шили из марли, с блестками и украшениями. Девочек наряжали кукурузками, мальчиков – рабочими и агрономами. Популярными были костюмы книжных персонажей: Мюнхаузена, Дон-Кихота, Робинзона Крузо, доктора Айболита…
Возвращение Зелёной Красавицы стало наглядным подтверждением крылатой фразы И.В. Сталина «Жить стало лучше. Жить стало веселее», произнесенной им на I Всесоюзном совещании стахановцев осенью 1934 года. Тогда же появилась и «Песня советских школьников» на слова Виктора Гусева, цитата из которой «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» стала одним из правдивых лозунгов советских детей.
«Мы весело пляшем у ёлки большой.
На родине нашей нам так хорошо!» – писала советская поэтесса Мария Клокова.
Последние десятилетия Новый год отмечается однообразно: детки с пустыми глазами неистребимо сидят за компьютерами, и так мало похожи на ёлку нынешние примитивные пластиковые «пирамидки»…
Леся ТУРОВСКАЯ