Актуальные проблемы реализации свободомыслия таджикского народа в России
Сергей Иванеев,
кандидат юридических наук,
член Высшего Совета МССО
им. адмирала Н.И. Ховрина,
профессор Академии военных наук
Автора побудило написать эту для некоторых очень «неудобную» статью отнюдь не субъективистское отношение к таджикским трудовым мигрантам. Стремление к истине является координатой моих размышлений.
«Несчастье почти всех людей и народов проистекает от несовершенства их законов и от слишком неравномерного распределения богатств», - рассуждал свыше двухсот лет тому назад Гельвеций.
Очевидно, что для России первая часть фразы Гельвеция не актуальна, т.к. о том, что законы в нашей стране не исполняются, говорят и сами представители правящей партии. Сегодня зарождающиеся в России демократические силы не находят поддержки даже в Конституционном Суде, который помогает правящей группе законсервировать существующие общественные отношения и претендовать на пожизненное удержание власти в своих руках*.
А вот неравномерное распределение богатств сегодня в путинской России видно невооруженным глазом, где нация разъедается непримиримыми классовыми противоречиями, когда в условиях мирового финансового кризиса число миллиардеров в нашей стране превысило рекордную отметку.
Говоря о свободомыслии таджикского народа, зададимся резонным вопросом: а все-таки имеем ли право на критику религии, мы, атеисты?
Да, конечно, имеем, так как для человеческого разума нет запретных тем. Человек велик своими знаниями, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше возрастает стремление людей овладеть знаниями о мире и его законах. При этом знания религии никак не могут ограничиваться уровнями прошлых веков или убеждениями богословов. Только наука может дать человеку достоверные знания о религии.
Свободомыслие (в отношении религии) – это течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.
Сегодня, наверное, уже ни для кого не является секретом, что Россия в начале XXI века скатывается в пучину религиозного Средневековья.
Правительственные круги в их сомнительном либерализме предоставили религиозным конфессиям (особенно одной из них) ничем не ограниченную свободу. Этого оказалось достаточно, чтобы религиозный клир начал попирать конституционные положения и с завидной настойчивостью устремился в школы, вузы, больницы, в армию и другие государственные структуры.
Благородным принципам интернационализма и толерантности остались верны подлинные интернационалисты и атеисты. Но их голос оказался приглушенным хором массового сознания, качнувшегося в сторону клерикализма. Все это происходит, несмотря на то, что светский характер государства - одна из важнейших основ конституционного строя РФ.
Как известно, в Послании Федеральному собранию РФ Президента России Путина В.В. от 12 декабря 2012 года озвучена следующая целевая установка:
«Мы должны… укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
Нравственными, гармоничными людьми, ответственными гражданами России, безусловно, должны быть люди всех национальностей без исключения. Задача формирования нравственных и гармоничных людей – ответственных граждан, из которых и может состоять цивилизованное гражданское общество, не нова и является практической работой в большинстве государств современного мира. Для этого в них постоянно работает система гражданского образования, отсутствующая, к сожалению, в нашей стране, что делает реализацию вышеприведённой целевой установки Послания Президента РФ практически невыполнимой.
Поддержание программ «непрерывного по жизни образования для всех», а также формирование «глобального гражданства» включило в свою краткосрочную стратегию, начиная с текущего года, ЮНЕСКО.
Поэтому, повышение уровня сознания таджикского народа посредством обучения современным гражданским знаниям, изменение парадигмы общественного развития – с превалирования насаждения страха и боязни Аллаха и наказания граждан на более действенную: их воспитание, обучение и просвещение, является главной задачей политического руководства наших стран.
Сайт «tajmigrant.com» по словам председателя Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромата Шарипова «возрождает национальное самосознание таджикского народа, гордость за свою древнюю культуру», а, значит, вся система гражданского воспитания таджикского народа должна базироваться на светском мировоззрении, где уважение к чувствам верующих и толерантность не только не исключаются, но и подчеркиваются.
С тех пор как религия приобрела характер превалирующей формы общественного сознания, она вступила в конфронтацию с инакомыслием и научной философией. Эта история продолжается и до сих пор, т.к. достаточно констатировать только один факт: на всем сегодняшнем мусульманском Востоке мы не можем назвать ни одного философа – представителя диалектико-материалистического мировоззрения.
С самых основ ислам находился в конфронтации с инакомыслием.
Поначалу более-менее терпимое отношение к инакомыслию позволялось властью халифов, и об этом могут свидетельствовать мысли и взгляды отца арабской философии Аль-Кинди (ок. 800 – ок. 870), жившего в Басре и в Багдаде, который, обращая внимание на сказочные места Корана, из которых нельзя почерпнуть серьезных знаний, утверждал, что «в нем нет порядка, стиля, изящества или тонкости композиции. С начала до конца он полон противоречий, одна сентенция уничтожает другую, а целое младенчески слабо»**.
Но это был выдающийся ум, богословие ничего не могло поделать с ним, а затем начинается полоса жесточайшего преследования инакомыслия, которая дошла и до нашего времени.
К сожалению, основная масса таджикистанцев в России воспитана на основе мусульманского традиционализма. Слово объективной правды до простого народа не доходит, а богословие же удерживает массовое сознание на уровне воззрений Корана.
Большинство таджикских трудовых мигрантов в России не знакомы со знаменитой поэмой «Шахнамэ» великого поэта таджикского народа Абулькасима Фирдуоси, подвергавшего резкой критике арабских завоевателей, завозивших и насаждавших теократическую идеологию феодального строя, выражавшего ненависть к халифату, выступавшего против мусульманского духовенства, разоблачая их обман и лицемерие.
Передовые мыслители таджикского народа позднего периода, выдающиеся писатели-просветители: Дониш, Шахин, Асири и другие – смело разоблачали мракобесие шариата, его школ, медресе, суфиев и муфтиев, несших в народ схоластическую премудрость, оторванную от жизни.
Вопреки мусульманскому духовенству, отрицавшему культуру всех народов, Асири пропагандировал идею о приобщении народа к европейской, и прежде всего, к русской культуре, призывал вести ожесточенную борьбу с реакционным духовенством, которое явилось серьезным препятствием на пути к прогрессу и просвещению.
Парадоксально, что в открытой группе «Свободомыслие Народа РТ» в крупнейшей в Рунете социальной сети «ВКонтакте» участниками являются всего… 13 человек, заставляя задуматься о причинах.
На сегодняшний день в массе верующих религия рассматривается именно как своего рода духовный двойник или неотъемлемое свойство людей, объединенных в этносе. И тогда человек убежден, будто все люди непременно принадлежат к какой-либо «присущей» им религии, не зная, что та или иная религия распространилась среди народов лишь в силу особенностей социально-исторических условий в прошлом.
Вера в Аллаха также не является извечной и не представляет собой какого-то изначального признака народа. Сегодня, в условиях растущих рисков особенно необходимо просвещать таджиков-мусульман в отношении действительного, земного происхождения авторитетных религиозных книг в результате религиозно-культурного творчества их талантливых пращуров. Делать это надо чрезвычайно тактично, ни в коем случае не затрагивая их религиозных чувств, проистекающих из сугубо личных, внутренних переживаний каждого человека, помогая верующим сопоставить себя реалиям земной действительности, жизненной правде, научным представлениям о мире, несовместимым с узостью и архаикой религиозных догм.
Хочется надеяться, что руководство Международного общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» в лице его Председателя Шарипова Каромата Бакоевича в целях реализации конституционной свободы совести граждан РТ в России откроет в газете «Голос таджикистанцев» рубрику «Колонка свободомыслия», отдавая дань памяти передовым мыслителям таджикского народа.
Заканчивая свою статью, хочется заметить, что в безбрежном мире мусульманской литературы, какие только фантастические чудеса не представляются священными, к которым верующие должны относиться с высочайшим пиететом, дабы заслужить заступничество воображаемых сверхъестественных сил. И ведь верят же, слепо, не рассуждая во все фантастические хитросплетения, фантазией мусульманских адептов!
Чисто по-человечески жаль эти многомиллионные жертвы представлений о бытии и нередко, глядя на их мировоззренческие заблуждения, хочется во весь голос крикнуть:
«Хватит обмана и заблуждений! Доколе вы будете жертвами средневековых мифо-легенд!
Очнитесь, теперь ведь XXI век, а не Средневековье!»
* Денисов С.А., «Защита Конституционным Судом РФ принципов демократии и республики», «Конституционное и муниципальное право», №12 – 2009,
** История философии. – М., 1940, т. 1. – С. 440.