Зяблики Галапагосcких островов, которые некогда вдохновили Чарльза Дарвина на создание теории эволюции, теперь помогли современным учёным в её подтверждении. Об этом говорят Питер Грант (Peter Grant) и его коллеги из университета Принстона (Princeton University).
Исследователи рассказывают, что за сравнительно короткий срок у одной из разновидностей птиц изменился один из важных признаков, а именно — размер клюва. И всё из-за того, что на остров, где обитает эта птичка, прибыл конкурент, соперничающий за ту же пищу, а самой пищи было весьма ограниченное количество.
Учёные знают, что конкурирующие виды могут оказывать друг на друга эволюционное воздействие, вызывая изменения в чертах, "ответственных" за эксплуатацию ресурсов — челюстях или клювах. Однако этот процесс — смещение экологического характера (ecological character displacement) — на практике не был столь детально, как теперь, исследован и документирован.
Грант сотоварищи пишут, что зяблики вида Geospiza fortis, живущие на одном из Галапагосских островов, всего за 22 года уменьшили размер своего клюва, после того, как на их остров прибыл конкурент за пищу – более крупный зяблик вида Geospiza magnirostis.
Благодаря такому эволюционному ходу первый вид зябликов получил возможность уйти от конкуренции, так как теперь специализируется на других семенах, нежели их более крупные родственники.
Исследователи изучали зябликов Дарвина в течение 33 лет. Сначала они регистрировали происходящие эволюционные изменения, в ответ на перемены в местном климате. А позже — и в ответ на возникновение соперничества за пищевые ресурсы.
Теперь же специалисты, обобщившие многолетние данные наблюдений, опубликовали отчёт в Science, и говорят о подтверждении роли конкуренции в видообразовании, а значит, и одного из аспектов теории Дарвина.