Вера
Обретение веры – чистая психология
Как и почему люди становятся верующими? Этим вопросом нередко задаются атеисты – что приводит людей, которых мы вроде бы неплохо знаем в церкви, заставляет коренным образом менять свою жизнь, часто порождает серьезные проблемы в семьях? Откуда берется все это? Верующие обычно не склонны откровенно отвечать на вопрос о том, как они обрели веру... Оговорю заранее, что все нижеследующее касается только тех людей, кто искренне уверен в существовании какой-либо высшей силы, а не просто одел крестик или могендовид из политических или карьерных устремлений. В самом феномене возникновения веры во что-то сверхъестественное нет ничего «божественного» и с научной точки зрения совершенно неважно, во что именно уверовал человек – в христианского бога Яхве, японскую Аматэрасу или ацтекского Кецалькоатля, психологический механизм всюду один и тот же.
Чтоб ты жил в эпоху больших перемен!
Человек – существо социальное, большую часть времени мы проводим с людьми и среди людей, с самого раннего детства ребенок начинает получать в семье информацию о том, «что такое хорошо, и что такое – плохо». Иными словами, общество посредством законов и неписанных норм ставит людям границы желательного и недопустимого поведения, как поступать можно и как – нельзя. Большая часть законов остается неизменной в течение долгого времени, но бывают времена, когда и законы и традиции в прямом смысле встают с ног на голову – войны, революции и прочие социальные катаклизмы переворачивают всю систему ценностей вверх тормашками. Самый недавний из подобных катаклизмов – развал СССР, смена общественного и политического строя, когда нередко в одной семье сталкивались представители разных мировоззренческих позиций. И разобраться в возникшем хаосе идеологий, правд и кривд, лозунгов и программ было очень непросто, особенно – молодым людям. Как дальше жить? Что делать? Кем быть – ученым, торговцем или бандитом? Вот тогда-то, а если говорить точнее, то еще с конца 80-х годов у определенной части людей и возник интерес к монотеистическим религиям как к чему-то якобы «вечному» и «неделимому». Чем не замедлили воспользоваться харизматичные личности вроде А.Меня, ринувшиеся насаждать в головах сомневающихся и колеблющихся религиозное мировоззрение с его прямолинейными догматами – человек может быть рабом бога или греха. Все, третьего не дано – зато просто и доходчиво. При этом, церковные иерархи умалчивали о том, что библейские сказания не имеют ни малейшего отношения к реалиям современности и коли уж следовать библии буквально, то надо немедленно вернуть рабовладельческий строй, лишить женщин их законных прав, и упразднить целые отрасли медицины. Но это, конечно же, проповедников не останавливало, главное, что в храмы набежало целое, извините, стадо – и денежки свои туда понесло.
Больно мне, больно…
В жизни каждого человека бывают трудные и тяжелые времена - не обязательно связанные с общественными потрясениями, люди болеют, теряют близких и т.п. и в самые благополучные, сытые времена. Пребывая в стрессовом состоянии, особенно когда стресс длительный, человек теряет возможность критического восприятия и осмысления информации, рациональное мышление как бы «отключается» и тогда на смену здравому смыслу тоже может прийти вера. На Западе справляться с различными жизненными перипетиями людям помогают не только профессионалы – психологи и психотерапевты, но и множество различных ассоциаций, сообществ и фондов оказывающих не только материальную, но, что бывает еще важнее – моральную поддержку. В том числе и создавая группы взаимопомощи – людям, которые потеряли близкого; инвалидам; пострадавшим от насилия и т.п. Роль подобных групп огромна – человек узнает, что он не один перед лицом несчастья, его поддерживают те, кто успешно справился с бедой. А что у нас? Психологи доступны немногим, да и уровень их профессионализма, мягко говоря, невысок… И вот, оказавшись в трудной ситуации человек (иногда по настоятельной просьбе близких) идет к попу или пастору церкви «новой волны» вроде бы просто поговорить, это же не опасно… Но ни о какой критичности восприятия обратившегося и говорить не приходится, а уж проповедник рад стараться – и начинается массированная психологическая обработка, иногда осуществляемая по последнему слову науки - с применением приемов НЛП, резонансной подстройки и прочего психо-зомбирования.
Потерянные «дети»
Еще одна благодатная почва, на которой может буйным цветом расцвести вера – это проблемы «родом из детства». Не у всех детские годы были счастливыми и радостными, некоторым не повезло родиться у родителей-алкоголиков, родителей-садистов или у людей с иными отклонениями, и неудивительно, что из такого тяжелого беспросветного детства тянется уже во взрослую жизнь человека целый клубок проблем, комплексов и неврозов. Среди них центральное место чаще всего занимает ощущение собственной ненужности, беззащитности, потерянности и неприкаянности – «никому я не нужен, никто меня не любит…». В такой ситуации возможны два пути: первый – это длительная (иногда растягивающаяся на годы) работа над собой, направленная на осознание и проработку собственных проблем и в конечном счете, формирование из несчастного невротика целостной, гармоничной личности. Но это, увы, опять же доступно немногим, а также затратно и временами весьма болезненно…
Другой путь проще – достаточно всего лишь уверовать в то, что где-то на небесах сидит эдакий совершенный отец и не менее безгрешная мама, якобы любящие всех своих «чад». Иными словами, верующий получает в свое распоряжение виртуальный конструктор «собери себе идеальных родителей» по своему желанию: хочешь «папу» строгого и даже сурового – это к католикам, доброго и демократичного – к христианам «новой волны» (свидетелям Иеговы и прочим группам не канонического образца), нужна всемогущая «мать-заступница» - нет проблем. И вот в сознании верующего уже «прописываются» ним самим же созданные образы идеальных родителей – а человек как невротиком был, так и остался…
Лохотрон бессмертия
Тема смертности человека табуирована – об этом не принято говорить, потому что это очень болезненная сфера. Большинство людей живет, стараясь не думать о том, что когда-нибудь их жизнь прервется. Некоторые полагают, что их дела и свершения – прямое продолжение человека, значительная часть считает, что продолжится в детях и внуках (что не корректно – личность не продолжается в потомках, сколь близки бы ни были родители и дети, но это все-таки разные люди), третьи склонны предаваться надеждам о вечной жизни. И если подростки с их популярными ныне «вампирскими» сериалами и фильмами вызывают снисходительную усмешку, то к пропагандирующим и обещающим непостижимое вечное «после-жизненное» существование проповедникам относятся с куда большим уважением… А может оно – нечто такое вот, все-таки есть?! И не стоит тогда грозить небу кулаком? Не стоит потому, что никто кулак не увидит. Во всех монотеистических религиях рай и вечная жизнь предусмотрены не для всех верующих, а только для небольшого числа – как в обычном мошенничестве (например, при игре «в наперстки») человеку дают понять: ты можешь сорвать джек-пот, да еще какой! А когда человек вступает в игру (втягивается в религиозное учение), постепенно выясняется, что количество мест в раю ограничено, и более того – никакой уверенности в том, что конкретный человек обретет вечную жизнь, нет и быть не может. И остается бедолаге многие годы тянуться за иллюзорной морковкой, причем – без малейших доказательств того, что она вообще существует…
Описанными вариантами психологический механизм обретения «веры» конечно же не исчерпывается – каждый человек и каждая ситуация уникальны по-своему, и чаще всего в действие вступает не один, а несколько факторов и их сочетаний. Но все они имеют под собой хорошо изученные и описанные научные объяснения - безо всяких «божественных» вмешательств и «говорящих кустов».
Валерия Соколовская.