Канадские ученые представят разоблачение Матери Терезы

Исследование, которое вполне может спровоцировать небольшой скандал, опубликовал университет Монреаля в Канаде. Историки утверждают, что знаменитая Мать Тереза Калькуттская была вовсе не столь святой женщиной, как утверждает Католическая церковь.

http://news.mail.ru/pic/00/62/image12181753_40c7e2a050d6b6daecaa4381594dd750.jpg

Агнес Гонджа Бояджиу, албанка по национальности, вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето» в 18 лет, в 1928 году. В 1931 году она взяла имя Тереза, потом была направлена в Калькутту преподавать в женской школе святой Марии, а в 1940-е годы начала руководить монашеской организацией, которая создавала приюты, школы, а также больницы для бедных и тяжелобольных людей.

Организация действует по сей день в 111 странах мира, насчитывая сотни отделений. В 1979 году Мать Терезу наградили Нобелевской премией мира, а в 2003 — через четыре года после смерти — ее причислили к лику блаженных. Имя Терезы стало нарицательным и едва ли не синонимом непогрешимого милосердия… но так ли это соответствует действительности? В мартовском номере журнала Studies in Religion появится статья канадских исследователей, которые изучили 502 различных документа о жизни и деятельности Терезы; после исключения ряда дубликатов ученые получили 287 письменных свидетельств с уже не столь однозначной картиной.

Так, обнаружились свидетельства врачей о том, что действовавшие приюты зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и болеутоляющих. Может, это из-за недостатка средств и желания помочь возможно большему числу страждущих?

Документальные свидетельства не позволяют столь уж легко согласиться с таким объяснением. Финансовые потоки, проходившие через фонд Терезы, шли через банковские счета, о которых, как утверждают исследователи, ничего не известно. Неизвестно то, кто сколько денег перечислил, куда они были направлены и как потрачены — во время катастрофы в Бхопале (крупнейшая техногенная катастрофа, по числу жертв обошла Чернобыль) или наводнений в Индии фонд не перечислял денег напрямую. Что, конечно, еще ничего не говорит, но на этом неприятные открытия не заканчиваются.

Исследователи нашли высказывание Терезы, приведенное журналистом Кристофером Хитченсом: «Есть что-то прекрасное в созерцании того, как нищие несут свое бремя, страдая подобно Христу. Эти страдания обогащают мир». С учетом этой цитаты, говорят авторы нового исследования, вполне возможно, что тяжесть условий в приютах была обусловлена вовсе не нехваткой денег у фонда. Мать Тереза придерживалась на редкость консервативных взглядов и, к примеру, выступала против абортов даже тогда, когда беременность наступила после изнасилования. Но если это все правда, то как тогда Матери Терезе удалось приобрести столь безупречную для всех остальных репутацию?

С историей беатрификации, отнесения к числу блаженных, тоже не все гладко. Описано, например, чудо излечения женщины, которая страдала от сильных болей в животе и которой помог медальон с ликом Терезы; для Ватикана это было бесспорным аргументом, а вот врачи имели альтернативное мнение. Согласно которому помог не медальон, а препараты, которыми лечили кисту яичника и туберкулез. Туберкулез, как известно, удалось победить только с появлением антибиотиков, так что это объяснение, как минимум, выглядит более убедительным по сравнению с априорно невоспроизводимым чудом.

Другая критика

Надо заметить, что Мать Терезу критиковали и при жизни. Например, за получение награды от диктатора Дювалье, который бессменно правил Гаити и проводил политику массовых репрессий. Или за получение пожертвований от бизнесменов с сомнительной репутацией. В 1991 году в немецком журнале Stern появилось сообщение о том, что на благотворительность в фонде Терезы идет только 7% пожертвований, но окончательной ясности со счетами и финансовыми потоками никто внести так и не смог.

Наиболее авторитетной и обоснованной может быть критика со стороны Роберта Фокса, редактора медицинского журнала Lancet (одного из самых престижных медицинских изданий в мире). Фокс еще в 1996 году отметил, что фонд имеет множество волонтеров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании.

Кристофер Хитченс

Упоминаемый в канадском исследовании журналист Кристофер Хитченс известен как самый ярый критик Матери Терезы. Убежденный атеист, светский гуманист и антиклерикал, он в 1995 году написал книгу The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice, которую многие критики назвали «грязной, но необходимой работой» (рецензия The Sunday Times, например).  Аргументы против знаменитой основательницы благотворительного фонда тогда были почти те же — сомнительное качество медицинской помощи, финансовая непрозрачность, распространение религиозного радикализма.

Источник