Церковь продолжает выкачивать деньги у атеистической Чехии

http://lh4.ggpht.com/-yvSkqcmyl3k/UAeasHcsRsI/AAAAAAAAc-w/z6nJlY7l33w/s1600/0212de8c7920171189e8aee1d544ee96_XL%25255B3%25255D.jpg

Удивительно, как глупо и нерационально реагирует церковь на неуклонное падение своего авторитета в Европе. Вместо того чтобы прикинуться гонимым меньшинством и удержать остатки паствы тупым битьем на жалость, церковники надувают изо всех сил щеки и пытаются напоследок, перед окончательным забвением, выбить из государства еще одну порцию льгот и субсидий за свои неоценимые заслуги в истории и современности.

Вот кому нужна церковь в Чехии, где на последней переписи 80% населения признали себя атеистами или агностиками? И тем не менее, это никак не помешало чешским церковникам, несмотря на все кризисы, добиться от чешского правительства $6,5 млрд компенсации за антиклерикальные злодеяния советской власти в 1948–1989 гг.

Из этой суммы $3,6 млрд будет отдано церкви в виде государственной недвижимости, а еще $2,9 млрд выплачено из бюджета уже деньгами в течение ближайших 30 лет, индексируясь с учетом инфляции. Кроме того, государство согласилось еще 17 лет платить зарплаты чешским священникам, но на фоне общей суммы компенсации это уже ерунда: $73 млн в год, с ежегодным сокращением на 5%.

Передела собственности такого масштаба в Чехии не было со времен массовой приватизации в начале 90-х гг. Чтобы лучше представлять себе, что такое $6,5 млрд для чешской экономики, можно выразить их как 3,5% годового ВВП страны. Или примерно десятая часть всего чешского госдолга. Или чуть больше, чем бюджетный дефицит Чехии за 2011 г.

Понятно, что чешские власти не могли решить вопрос на $6,5 млрд легко и быстро. Много лет проект закона о церковной реституции таскали про разным комиссиям и комитетам, а его многократное обсуждение в чешском парламенте всегда сопровождалось просто-таки украинскими страстями. Депутаты блокировали доступ к трибуне, демонстративно покидали зал, приходили на заседания с транспарантами и по-разному обзывали друг друга во время дискуссий. Один раз в парламент даже ворвались протестующие антиклерикальные активисты, которые отказывались выпустить депутатов, пока те не проголосуют против реституции.

Наконец, в пятницу 13 июля случилось решающее обсуждение. Депутаты заседали более 15 часов кряду. Левая оппозиция застелила половину зала гигантским полотнищем «Остановим несправедливую церковную реституцию» и, как могла, откладывала голосования, зачитывая с трибуны главы из истории церкви в Чехии. Но все-таки уже после полуночи закон был принят с перевесом в несколько голосов.

$6,5 млрд должны поделить между собой 17 религиозных организаций Чехии, но большая часть (около 80%) достанется чешской католической церкви как доминирующей конфессии. К чести чешских католических священников надо сказать, что даже среди них нашлись порядочные люди, которым такой щедрый господарок церкви посреди кризиса показался неуместным. Например, бывший пражский архиепископ кардинал Милослав Влк призвал коллег не создавать дополнительную нагрузку на госбюджет и добровольно отложить получение компенсации до более благополучных времен.

Но кардиналу Влку уже 80 лет, он на пенсии и ничего решает, поэтому может подумать о душе. А действующим иерархам пока не до этого. Нынешнее руководство чешских католиков заявило, что они ничего откладывать не собираются, а высказывания Влка – это только его личное мнение.

Трудно было бы ждать другой реакции. Гораздо удивительнее здесь то, что чешские власти, которые обычно демонстрируют нехарактерный для Восточной Европы прагматизм, вдруг просто так отдали церковникам такую огромную сумму.

Сейчас в Чехии у власти коалиция правых партий, и их можно было бы заподозрить в дешевом популизме среди набожных и консервативных избирателей, но с чехами эта логика не работает. Там верующих, а тем более католиков, осталось так мало, что политикам обхаживать их уже бессмысленно.

При советской власти чешская церковь еще как-то держалась благодаря гонениям властей, но с тех пор почти исчезла. По переписи 1991 г. 39% населения Чехии назвали себя католиками, в 2001 г. – уже 27%, в 2011 г. – всего 10%. Зато доля агностиков и атеистов выросла до 80%. По данным соцопросов, против нынешней церковной реституции выступает около 70% чехов – какой уж здесь популизм.

Нынешнее чешское правительство пострадало от безрассудной щедрости своих предшественников из начала 90-х гг. Тогда опьяневшим от победы лидерам новой демократической Чехии очень хотелось помочь всем пострадавшим за годы советской власти. Церкви в экстренном порядке вернули две сотни самых необходимых зданий и пообещали вскоре вернуть и все остальное, что было у нее отнято в 1948–1989 гг.

Сам закон о церковной реституции на первой волне реформ так и не был принят, но упоминания о нем расползлись по остальному законодательству. Например в чешском законе о земле запрещается распоряжаться землями, принадлежавшими церкви до 1948 г., до того, как будет принят закон о церковной реституции.

Потом чешские власти быстро охладели к церкви и решили забыть про обещанную реституцию. Так продолжалось до тех пор, пока группа сенаторов не обратилась в конституционный суд с просьбой отменить тот параграф земельного законодательства, который запрещает распоряжаться бывшими церковными землями.

Но в 2010 г. конституционный суд вместо этого постановил, что депутатам надо серьезнее относиться к тем обещаниям, которые они по неосмотрительности записали в законах. 19-летнее бездействие чешского парламента в вопросе о реституции противоречит конституции, и депутаты должны немедленно решить этот вопрос, иначе церковники получат право судиться за свое бывшее имущество в индивидуальном порядке, по каждому объекту в отдельности. А в этом случае свои земли и недвижимость может потерять не только государство, но и частные владельцы.

При такой хаотичной экспроприации финансовые потери общества в пользу церкви могли бы оказаться гораздо больше, а политические последствия для властей – гораздо тяжелее. Одно дело, когда церковники что-то там получают из госбюджета, и совсем другое – когда у частных лиц или компаний отнимают землю и недвижимость, потому что у депутатов в начале 90-х гг. случился пароксизм антисоветской щедрости.

Поэтому закон о церковной реституции пришлось принимать как можно скорее. Ну, а то, что чешский госбюджет и без этих трат сводится с дефицитом в 3,1% ВВП, – это нестрашно. Сэкономят на чем-нибудь менее богоугодном.

Максим Саморуков
Slon.ru