Украинский атеистический форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Украинский атеистический форум » Атеистическая литература » Может ли верующий быть коммунистом?


Может ли верующий быть коммунистом?

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Может ли верующий быть коммунистом?

http://se.uploads.ru/t/9UOsf.jpg

Вопрос: Как опровергнуть слух, что при социализме верующих в партию не принимали? Потому что сведения очень противоречивые, одни утверждают так, другие обратное.

Ответ: Это не слухи, это правда, при социализме верующий действительно не мог быть членом партии.

Заметим, именно при социализме, а не вообще. Вопрос о том, может ли верующий (или даже священнослужитель) быть членом коммунистической партии, на разных этапах истории партии решался по-разному. И это правильно, ибо только такой подход к вопросу и является диалектическим.

В дореволюционный период, когда религиозные предрассудки были весьма распространены среди трудящихся, а перед большевистской партией стояла задача объединить всех трудящихся и эксплуатируемых для борьбы за установление диктатуры пролетариата, В. И. Ленин считал возможным прием в партию рабочих, еще не порвавших окончательно с религией. Их надо привлекать в партию, говорил Ленин, для воспитания в коммунистическом духе и, не оскорбляя религиозных чувств, создать условия для полного разрыва их с религией.

В тех условиях Ленин допускал, что возможен прием в партию даже служителей церкви, если они идут в партию для борьбы против самодержавия. Однако практически случаев приема в партию священников не было. Отдельные низшие служители культа состояли в партии.

Но, допуская в свои ряды рабочих, еще не порвавших с религией, и, в отдельных случаях, служителей церкви, партия всегда подчеркивала противоположность своих целей тем целям, которые ставит религия, бдительно следила за чистотой своего научного мировоззрения.

И когда в годы столыпинской реакции в рядах партии появилась группа буржуазных интеллигентов, пропагандировавших богостроительство под видом дальнейшего развития социалистического учения (А. Богданов и пр.), она была из партии исключена.

В 1919 году на VIII съезде партии была принята новая программа, в пункте 13 которой было записано, что партия не удовлетворяется отделением церкви от государства и школы от церкви. Она, организуя широкую научно-просветительную работу и антирелигиозную пропаганду, стремится содействовать фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков.

Программа партии, принятая на VIII съезде, требовала от каждого коммуниста не только безусловного атеизма, но и ведения атеистической пропаганды среди беспартийных масс.

В развитие этих программных положений ЦК партии принял постановление «О постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении пункта 13 программы». ЦК партии постановил не принимать в партию тех, кто выполняет какие-либо обязанности священнослужителей любого из культов. Если член партии выполняет такие обязанности, то перед ним следует поставить категорическое требование – прекратить связь с церковью любого вероисповедания. Если эта связь не прекращается, то такого человека из партии следует исключить.

Верующие допускались в партию лишь в отдельных случаях, в виде исключения, если эти лица своей революционной борьбой или работой в пользу революции, защитой ее в опаснейшие моменты доказали свою преданность делу коммунизма. ЦК обращал внимание на необходимость вести с ними воспитательную работу, направленную на преодоление в их сознании религиозных предрассудков.

В СССР религия была частным делом каждого по отношению к государству, которое обеспечивало свободу совести (быть верующим, или быть атеистом). Но религия не может быть частным делом коммуниста. Атеизм обязателен для всех коммунистов.

И это вполне понятно и логично. Разве может быть коммунистом человек, который не способен идти впереди остальных и еще не преодолел сам в себе буржуазных предрассудков? Который не стоит твердо на точке зрения рабочего класса и чье мировоззрение не диалектический материализм, а идеализм?

Опасность идеалистического мировоззрения сложно переоценить. Люди, его разделяющие, всегда и неизбежно встанут в итоге на позицию буржуазии, и если не окажут ей активной поддержки, то, по крайней мере, будут ее безвольными соучастниками. Последнее нам отлично доказала перестройка, когда с помощью идеалистического мировоззрения трудящихся масс СССР, навязанных им ревизионистами послесталинской КПСС, крайне слабый и малочисленный класс новоявленной советской буржуазии смог захватить политическую власть и реставрировать в стране старые капиталистические производственные отношения.

Вот потому в Уставе КПСС, принятом на XXII съезде, борьба с религиозными предрассудками рассматривалась как одна из обязанностей коммуниста, и потому член партии в СССР не мог быть ни верующим, ни тем более служителем церкви.

Однако, история СССР и поражение советского социализма показали, что одной борьбы с религиозными предрассудками недостаточно. Религия – только одно из проявлений идеализма. А для окончательной победы над капитализмом, требуется непримиримая борьба со всеми видами идеалистического мировоззрения, которых немало, и к числу которых относятся многие формы ревизионизма. Только атеизм, т.е. материалистическое мировоззрение в его диалектической форме есть путь к светлому будущему человечества.

Важно отметить, что борьбу с религией не следует понимать как войну с религией, как оскорбление верующих. Еще Энгельс говорил, что война с религией недопустима, ибо она только укрепляет религию. А Ленин в статье «Об отношении рабочей партии к религии» прямо называет войну с религией анархической фразой, указывая, что никогда подобная задача перед настоящей коммунистической партией поставлена быть не может.

Основа религии – страх человека перед неведомыми ему природными и общественными силами, которые его пугают и угнетают и которые он не знает, как изменить. При социализме эти угнетающие человека силы в значительной мере ликвидированы и социальные корни религии подорваны, но окончательно они отомрут только тогда, когда все граждане социалистического общества будут вовлечены в общественную практику, т.е. в управление своим государством, своей страной и, следовательно, своей жизнью. Только в этом случае люди перестанут зависеть от неких темных и неведомых им сил, природных и общественных, и смогут сами стать вершителями своей судьбы.

«… религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию», – писал Маркс.

Л. К.

Источник

0

2

Товарищ Атеист написал(а):

Может ли верующий быть коммунистом?

Вопрос: Как опровергнуть слух, что при социализме верующих в партию не принимали? Потому что сведения очень противоречивые, одни утверждают так, другие обратное.

Ответ: Это не слухи, это правда, при социализме верующий действительно не мог быть членом партии.

Здесь "подводный камень" в названии темы. Дело в различных толкованиях понятия "коммунист". Автор отвечает на вопрос: "...верующий...не мог быть членом партии". Но членами партии не были и многие люди, которые и по теоретической марксистско-ленинской подготовке, и по моральным качествам были самыми настоящими коммунистами; с другой стороны, не мало было носителей партбилетов, которые отнюдь не являлись коммунистами. Это-о формальной стороне дела. А если углубиться в историю, то надо вспомнить, что существовал и домарксовский коммунизм-провозглашавший равенство, но основанный не на материалистической философской базе, а потому и не исключавший религиозных убеждений своих приверженцев. Да и сейчас понятие "коммунизм" не всегда всегда связывают с марксистско-ленинской философией, а при таком расширительном толковании "коммунистом" может быть и верующий. На память снова приходит Камилло Торрес-колумбийский священник, сражавшийся и погибший в рядах партизан, боровшихся за социализм в Колумбии.

0

3

Верующий конечно же может быть коммунистом. Меня интересует другой вопрос. Можно ли атеисту скрывать при посещении церкви, напр. в селе, где все делают вид что верующие, прикидываться верующим при посещении церкви по большим религиозным праздникам?

0

4

Может!
Христиане прямо таки ДОЛЖНЫ быть коммунистами.
См. "Деяния апостолов", 4:32!
Но с огосударствлением(!) христианства в 4-м веке с коммунизмом в христианстве началась борьба (гуситы и т.п.).
А на Руси, например, монастыри владели деревнями ВМЕСТЕ с крестьянами, примерно как в "ссср" руководящие "коммунисты" владели колхозниками и рабочими.
Так что, не путайте христианство и "христианство", коммунизм и "коммунизм"!

0

5

Антихрист написал(а):

Можно ли атеисту скрывать при посещении церкви, напр. в селе, где все делают вид что верующие, прикидываться верующим при посещении церкви по большим религиозным праздникам?

Можно. Так делают многие. Но нужно ли это делать? Есть ли смысл всю жизнь вести двойную игру?

Домкрат
god
Для этого, как правило, человека или группу людей оценивают не по риторике и названиям, а по делам и их сути.

0

6

Свободный написал(а):

Можно. Так делают многие. Но нужно ли это делать? Есть ли смысл всю жизнь вести двойную игру?

На вопрос "Нужно ли это делать?" ответ определяется конкретной ситуацией. Сам я часто с этим сталкивался: смерть близкого человека, который был верующим и крещёным, а потому похороны проводятся в соответствии с церковными традициями. Должен ли атеист присутствовать на отпевании в церкви? Здесь приходится делать выбор между демонстрацией своих атеистических убеждений и отданием долга уважения умершему. Здесь не идёт речь о "ведении двойной игры всю жизнь"-рассматривается единичное событие. Я в таких случаях делаю выбор в пользу присутствия на отпевании. Без истового осенения себя крестным знамением, без повторения молитв, которые бормочет священник-просто стою рядом с гробом. Считается ли это отходом от атеистических принципов?

0

7

Верно, т-щ Домкрат, следует судить по делам, а не по словам!
Атеисты, ходящие на отпевания, крещения, венчания, покайтесь и больше так не делайте!

0


Вы здесь » Украинский атеистический форум » Атеистическая литература » Может ли верующий быть коммунистом?