Украинский атеистический форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Марк Твен

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Марк Твен

30 ноября 1835 года - родился американский писатель, журналист, общественный деятель и гуманист Марк Твен.


http://s2.uploads.ru/t/E3Wgz.jpg

На долю Марка Твена выпала счастливая литератур­ная судьба. Еще при жизни к нему пришла широ­кая известность, всемирная слава. Но путь к ним был труден и тернист.

Марк Твен родился 30 ноября 1835 г. в небольшой деревушке Флорида, в штате Миссури, на западе США. Отец будущего писателя Джон Маршал Клеменс, юрист по образованию, не добился удачи в жизни. Он умер в бедности, оставив семью без всяких средств к сущест­вованию. В двенадцатилетнем возрасте Сэмюэль Кле­менс (настоящее имя Марка Твена) должен был идти «в люди». Он начал свой трудовой путь учеником в ма­ленькой провинциальной типографии.

В поисках своего счастья Сэм Клеменс исходил не­мало дорог. Не так-то легко было найти счастье в «процветащей» Америке. Он был печатником, старателем на золотых приисках, рабочим на обогатительной фаб­рике, служил лоцманом на великой Миссисипи. В 1862 г. ему удалось устроиться репортером в небольшую газетку. Год спустя он перебирается в Сан-Франциско и начинает работать в калифорнийской газете «Колл». Из номера в номер на ее страницах появляются заметки, зарисов­ки, фельетоны, подписанные именем Марка Твена. Пи­сатель не случайно избрал себе этот псевдоним. Жизнь на Миссисипи навсегда сохранилась в его памяти. «Марк Твен» – «отметь два» – это обычный выкрик речных лоцманов, измеряющих глубину фарватера реки.

В Сан-Франциско Твен нашисал рассказ, который принес ему широкую известность. В ноябре 1865 г. вы­шла в свет его юмореска «Джим Смайли и его прыга­ющая лягушка».

45 лет продолжалась литературная деятельность Тве­на. За эти годы им были написаны многие тома сочине­ний. Среди них романы, повести, многочисленные рас­сказы. Лучшие книги писателя переведены на десятки языков народов мира. Его «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» стали добрыми спутниками нашей юности. Его «Проста­ки за границей», «Янки при дворе короля Артура», иск­рящиеся весельем рассказы знают миллионы читателей нашей планеты. И всегда Твен выступает как страстный обличитель отживающего буржуазного общества с его волчьими законами.

Значительное место в творчестве великого сатирика занимает атеистическая тема. Широко известны его яр­кая сатирическая повесть «Путешествие капитана Стормфилда в рай», блещущие остроумием дневники Адама и Евы, острые обличительные памфлеты «Пись­мо ангела-хранителя», «Библейские поучения и религи­озная тактика», «Военная молитва» и многие другие про­изведения. Твен обличал религию, ханжескую религи­озную мораль, которые служат угнетателям трудового народа, разоблачал служителей церкви, которые одурма­нивают людей, рисуя им картины райской жизни в за­гробном мире. Он бросал обвинение церкви в том, что она препятствует прогрессу общества, мешает людям видеть будущее.

Великий сатирик со свойственным ему остроумием показывает несостоятельность христианского вероучения, отмечает, что христиане не смогли даже создать хоро­шего бога. Ведь если принять вероучение христиан, то сразу же возникнут недоуменные вопросы о христиан­ском боге, которому поклоняются десятки миллионов ве­рующих. Этот «бог, который может сотворить хороших детей, так же легко, как и плохих, все же предпочитает создавать плохих… он мог бы сделать всех счастливыми, тем не менее никого счастливыми не делает… Бог гово­рит о справедливости… Говорит другим о морали, и сам ее лишен, неодобрительно смотрит на преступления и сам же их совершает».

Твен видел, что религия – ложь, которая помогает имущим классам держать в подчинении, неимущие. Бог – выдумка людей. Словами сатаны в повести «Та­инственный незнакомец» писатель говорит: «То, что я открыл Вам, – все правда: не существует ни бога… ни рая, ни ада. Все это сон – чудовищный и глупый сон».

Он смело заявляет, что церковь служит аристокра­тии, что она использует все средства, духовного воздей­ствия на людей, чтобы подчинить народ, небольшой куч­ке эксплуататоров. Именно в этом реакционная роль церкви. «До того, как церковь заняла, ведущее место в мире, – пишет он, – люди были истинно людьми и вы­соко держали голову… Церковь научила людей покло­няться и обоготворять аристократию».

В целом ряде своих рассказов Твен всей силой свое­го таланта обрушивается на религиозную мораль, кото­рая прикрывается громкими фразами о всеобщей любви, о братстве. В памфлете «Грандиозная международная процессия» писатель образно характеризует христиан­ство как монументальную особу в развевающемся одея­нии, пропитанном кровью: «В одной руке христианство держит пращу, в другой – евангелие, раскрытое на тексте «Помогай ближнему». Из кармана торчит бу­тылка с ярлыком: «Мы несем дары цивилизации». На шее ожерелье из наручников и воровских отмычек. Убийство и лицемерие поддерживают христианство под руки».

Нелегко было публиковать подобные произведения в стране, где свобода совести существовала лишь фор­мально. Издатели отказывались их печатать даже тогда, когда Твен получил мировую известность. Многие про­изведения увидели свет спустя немало лет после их на­писания. Такая участь, например, постигла атеистиче­скую повесть «Путешествие капитана Стормфилда в рай», которая более 30 лет оставалась неопубликован­ной. Только в 1906 г. она была напечатана в сильно из­мененном виде.

Свыше 50 лет оставалась неизвестной широкому чи­тателю книга Марка Твена «Письма с земли». Это ате­истическое произведение увидело свет лишь в 1962 г. Множество очерков, рассказов, памфлетов остаются и сейчас в архивах писателя.

Когда-то Твен писал, что опасается, как бы наслед­ники не были сожжены за его богохульные произведения. Опасения были не напрасны. В Америке боятся про­изведений великого сатирика, замалчивают, скрывают их от читателей.

В последние годы Твен особенно часто обращался к атеистической тематике и до последних своих дней не расставался с шуткой. Незадолго до кончины в шуточ­ном наставлении, как вести себя на небесах, он выра­зил свое отношение к религиозным сказкам о рае и аде: «Оставьте, свою собаку за воротами, – писал он, – на небесах царит протекционизм. Если бы там ценили по заслугам, то впустили бы не вас, а собаку».

Твен скончался 21 апреля 1910 г. в Стормфилде.

История знает много имен смелых борцов против социальной несправедливости, против пороков буржуаз­ного общества» против ханжества, лицемерия, против зла, которые, несут простым людям мир угнетателей и те, кто защищает и оправдывает его. Имя Твена среди этих борцов. «Человечество, – писал он, – при всей своей бедности имеет бесспорно одно мощное оружие – смех… Против смеха ничто не устоит…» Оружием смеха писатель разил преуспевающих предпринимателей, лов­ких дельцов, пресыщенных жизнью буржуа, твердоло­бых американских политиков, а вместе с ними их вер­ных сообщников – служителей религии, отравляющих сознание простых людей, уводящих их в мир несбыточ­ных мечтаний. Оружие Твена и сегодня бьет в цель.

Источник

0

2

Марк Твен действительно выступал с обличением абсурдности религиозных учений и лицемерия церковнослужителей. Но надо заметить-когда он высказывался о своих собственных религиозных убеждениях, то его позиция выглядела не атеистической. Скорее, писатель стоял на позициях деизма. Хотя, надо сделать скидку на тот факт, что "свобода слова" в Америке была лишь формальностью, как справедливо замечено в статье

0