Ураза-Байрам

http://sg.uploads.ru/t/smZj7.jpg

Ураза-байрам, или, иначе, ид аль-фитр (праздник перерыва), – это праздник разговения, окончания пос­та месяца рамадан-уразы. Начина­ется ураза-байрам вечером 30-го числа рамадана, когда по мусуль­манскому лунному календарю насту­пает 1-е число месяца шаваля.

По мусульманскому лунному кален­дарю год насчитывает 354 дня, а не 365 и опережает солнечный год на 11 дней. В високосные годы солнечного календаря, продолжающиеся 366 дней, к в так называемые чрезвы­чайные лунные годы, когда началь­ный месяц мусульманского календа­ря – зу-ль-хиджжа – имеет не 29, а 30 дней, эта разница между лун­ным и солнечным календарем умень­шается или увеличивается на один день. Поэтому ураза-байрам и дру­гие праздники ислама не имеют по­стоянной даты по принятому у нас календарю: ежегодно они начинают­ся на 10-12 дней раньше. Так, в 1967 г. начало праздника ураза-бай­рам – 1 шаваля – приходится на 2 января, в 1968 г. – на 22 декабря.

В дни этого праздника согласно предписаниям ислама верующие обязаны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказания за его нарушения и уплатить так называемое очищение праздника перерыва – фитр-садака. В прош­лом в нашей стране это очище­ние, или милостыню, обычно взи­мали в размере 1,5 килограмма пшеницы или ее стоимости. При­чем брали его с каждого верующего, даже с новорожденных, родившихся в ночь наступления ураза-байрама. Естественно, что этот праздничный сбор, своего рода подать (взимаемая якобы на благотворительные нужды), был тяжелым бременем для бедня­ков; мусульманскому же духовенству он приносил значительные доходы. Богословы придумали даже «священ­ные» тексты, якобы обязывающие правоверных вносить очищение. Про­року Мухаммеду, например, припи­сано с этой целью следующее изрече­ние: «Пост рамадана висит между не­бом и землей, пока раб божий не по­даст следуемой с него милостыни». Ханы и феодалы с помощью мусуль­манского духовенства взимали на ураза-байрам и другие сборы.

В этот праздник произносятся проповеди, в которых за высшую благодать выдается подрывающий физические и духовные силы человека пост – ураза, внушаются унизительные для человека настроения и мысли. «С того мгновения, как ты (рамадан) имел намерение удалиться, – говорится в таких проповедях, – покой оставил меня, скорбь объяла меня… Среди печали, в которую я погружен, я испускаю жалобные стоны, я проливаю кровавые слезы… несмотря на слабость моего тела, я увидел твой лик с удовольствием и говорю с печалью: «Месяц рамадан, прощай!..»

В Советском Союзе проповедники ислама, пытаясь приспособиться к изменившейся обстановке, распространяют сказки о «демократическом» характере ураза-байрама. Изображая фитр-садака как заботу о бедняках, духовенство на получаемые от этого сбора средства устраивает угощения верующих.

Муллы всячески активизируют свою деятельность на ураза-байрам и под разными предлогами взимают праздничный сбор. В мечетях на ураза-байрам проводятся даже раздельные сборы – среди мужчин и среди женщин. Так, например, в 1961 г. в Баку в мечети Аджар-бек праздничный сбор среди верующих женщин взимала жена муллы, руководившая женскими молениями.

На устраиваемые в дни ураза-байрама богослужения порой сходятся и съезжаются верующие, живущие в далеких селениях или отдаленных кварталах города. В это время проповедники ислама часто организуют массовые моления в различных «святых местах»: у почитаемых гробниц, источников и т. п. Посещение таких мест и участие в устраиваемых в эти дни праздничных пиршествах приводят к прогулам на производстве, на сельскохозяйственных работах. Известны случаи, когда верующие родители на ураза-байрам в течение двух или трех дней не пускают детей в школу, срывая учебные занятия.

Ураза-байрам, как и другие религиозные праздники, не народное и не национальное установление. В нем нет ничего, что возвышало бы человека, давало людям подлинную радость. Ураза-байрам – это пережиток темного прошлого, мешающий прогрессу, строительству новой жизни.

Источник