Никколо Паганини

http://sh.uploads.ru/t/4aLxn.jpg

27 мая 1840 года, затравленный цер­ковниками, умер великий итальянский скрипач и композитор Никколо Па­ганини.

Искусство! Вряд ли найдется чело­век, который не испытал на себе его силу. Подлинное искусство вызывает слезы на глазах мужественных лю­дей и заставляет учащенно биться сердце, подлинное искусство вызы­вает смех и радость, печаль и гор­дость…

Не удивительно, что религия и цер­ковь издавна стремились использо­вать искусство для внушения верую­щим религиозных чувств. Защитники религии доказывали божественное происхождение искусства. А иначе от­куда такое могущество! И церковь всячески стремилась представить себя в качестве покровительницы искус­ства.

Однако вся история человечества свидетельствует о враждебности ре­лигии искусству. Из страха перед под­линным, земным искусством церков­ники преследовали художников, унич­тожали их творения.

Ярчайшее доказательство этого – та мрачная роль, какую сыграли мра­кобесы в сутанах в жизни Никколо Паганини.

Чародей скрипки! Так называют ве­ликого итальянского скрипача. Слава его гремела во всех уголках земно­го шара. Мудрый Гете сравнивал его с блестящим метеором, за необыкно­венными формами и быстротой дви­жения которого с изумлением следи­ла вся Европа.

Никколо Паганини родился 27 ок­тября 1782 г. в Генуе. Очень рано у мальчика появилось страстное тяго­тение к музыке. Это решил использо­вать его отец Антонио Паганини, ла­вочник средней руки, попытавшийся нажиться на феноменальных способ­ностях ребенка. Когда маленький Никколо уставал разыгрывать бес­численные вариации на скрипке, его подгоняли побоями.

В 8 лет он уже выступает в кон­цертах. Тогда же он пишет свою пер­вую сонату для скрипки. А когда ему исполняется 13, он выступает перед большой аудиторией со своими пре­восходными вариациями на темы французской революционной «Карма­ньолы». А затем начались концерты юного виртуоза по городам Италии. Повсюду Паганини сопутствует неиз­менный успех. Юный музыкант пора­жает изумительной силой таланта.

И позднее, когда Никколо Пагани­ни концертирует в столицах и горо­дах Европы – в Вене и Берлине, Па­риже и Лондоне, – каждое выступ­ление превращается в новую его победу. Ни один скрипач мира не может сравниться с ним. Никколо Па­ганини неподражаем и в виртуознос­ти исполнения и в силе выразитель­ности человеческой души.

«Паганини представляет собой яв­ление такого художественного совер­шенства, равного которому, конечно, не было в прошлом, да и в будущем трудно ожидать чего-либо подобно­го», – писал один из современников великого композитора и музыканта. Паганини довел до совершенства свое изумительное умение передавать на скрипке то, чем переполняется серд­це человека, всю гамму чувств и мельчайших движений человеческой души. Он выступает и как композитор, создавший великолепные концерты для скрипки, каприччио и другие скрипичные пьесы, которые перешаг­нули через грань веков в будущее.

В чем секрет величайших достиже­ний Никколо Паганини! Его нужно искать не только в прирожденном та­ланте, но и в непрестанном напря­женном труде. Серьезная работа для великого мастера началась с детства и продолжалась всю жизнь, даже тогда, когда его организм был под­точен неизлечимой страшной болез­нью – туберкулезом гортани.

Чудесное творчество Никколо Па­ганини оказало громадное воздей­ствие на позднейших представителей скрипичного искусства: Крейслера, Венявского, Сарасате. «Какой чело­век! Какой скрипач! Какой худож­ник!» – восклицал молодой Лист. Он с увлечением перерабатывал скрипич­ные пьесы Паганини для фортепьяно. Роберт Шуман, услышав выступление Паганини, бросил свои занятия юри­дическими науками и целиком посвя­тил себя музыке. Большое воздействие оказало творчество великого скрипача на композиторов Рахманино­ва и Брамса.

В Советском Союзе высоко ценят талант Паганини, любят его музыку. Его скрипичные концерты звучат по радио, в учебных классах консервато­рий, в концертных залах. Слава его не померкла с годами.

Уже при жизни генуэзский маэстро стал легендарным. О нем рассказыва­ли самые невероятные истории. Они способствовали распространению его музыкальной славы, но в то же время травмировали музыканта. Этими бас­нями и легендами воспользовалась католическая церковь, которая трави­ла безбожника Паганини и пыталась неустанными запугиваниями вернуть его в лоно религии.

Церковь боится тех ударов, кото­рые наносятся искусством, вышедшим из-под ее контроля, опасается тех недосягаемых высот, которых оно мо­жет достичь. Поэтому духовенство считает своим долгом или обращать в лоно религии крупных представи­телей искусства, или всячески пресле­довать их, мешать их работе.

Бунтарское искусство Паганини бы­ло ненавистно церковникам, оно ка­залось им сеющим среди верующих крамолу безбожия. Кроме того, фор­мально исповедуя католическую ве­ру, на деле Паганини не был верую­щим. Он не посещал церковь с тех пор, как еще в детстве некоторое время играл под сводами храмов. Он не только не пишет никакой церков­ной музыки, но заставляет своими произведениями забывать о том, что есть поклонение богу. Возможно, если б он отдал хоть часть своего та­ланта служению церкви, ему бы про­стили титаническую силу его музыки. Но Никколо Паганини не хотел и не мог надеть кандалы на свое творче­ство.

Он не выполняет церковные обря­ды. Несмотря на настояния иезуитов, не отдает сына в школу этого «Хрис­това воинства». Перед смертью вели­кий музыкант отказывается от испо­веди, причастия, не произносит имени Христа.

В Италии того времени было очень распространено суеверное представ­ление о том, что хорошая игра на скрипке дается лишь тому, кому по­могает дьявол. Эти суеверия распро­странялись и поддерживались католи­ческим духовенством и монахами. На вооружение берется все: и то, что имя «Паганини» означает «язычник», и то, что он родился на улице Чер­ной кошки. Все это церковники ис­пользовали для травли гениально­го музыканта. На какие только провокации, подлоги, подлости не идут церковники, чтобы если не прив­лечь себе на службу его искусство, то хотя бы уничтожить влияние могу­чего таланта! Перед концертом под­резают струны скрипки, в газетах по­мещают сообщения о смерти здрав­ствующего музыканта, организуются прямые покушения, шлются доносы…

Никколо Паганини умер 27 мая 1840 г. в Ницце. «Святая церковь христова» преследовала его и после смерти. Католическое духовенство длительное время препятствовало тому, чтобы останки великого музы­канта были погребены в земле. Толь­ко спустя несколько десятилетий его прах наконец был захоронен в род­ном городе Генуе.

Но религии, как бы ни старались ее служители, не остановить развития искусства, которое сметает на своем пути все препятствия, все преграды. Пример Паганини, его великолепней­шая музыка ярко свидетельствуют об этом. Искусство, рупором которого он был, победило в схватках с цер­ковью.

Источник